Электронная приемная

+996 (312) 39-23-66;

г.Бишкек, просп. Чуй 265а

Электронная почта
Об инновационной деятельности


ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Об инновационной деятельности.
г.Бишкек от 26 ноября 1999 года N 128

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 25 октября 1999 года

Раздел I. Общие положения
Раздел II. Цели и принципы государственного регулирования инновационной деятельности
Раздел III. Национальная инновационная доктрина. Ее содержание
Раздел IV. Национальная инновационная политика
Раздел V. Основные задачи и направления деятельности сети
Раздел VI. Организация и состав инновационно-инвестиционной инфраструктуры
Раздел VII. Субъекты инновационной деятельности, их правовое положение, оплата труда, социальная защита, стимулирование труда, ответственность

Настоящим Законом закрепляются цели и принципы государственного регулирования инновационной деятельности, состав, структура и организация государственной сетевой инновационно-инвестиционной инфраструктуры, правовые, экономические и социальные условия инновационной деятельности, направленные на реализацию накопленных и освоенных достижений (знаний, технологий) с целью получения новых товаров (услуг) или товаров (услуг) с новыми качествами.

Настоящий Закон определяет:

  • основные цели и направления инновационной деятельности;
  • роль государственных и других структур в развитии инновационной деятельности для научно-технического и технологического перевооружения производства, создания изобилия товаров и удовлетворения потребностей населения;
  • состав, структуру и организацию государственной сетевой инновационно-инвестиционной инфраструктуры;
  • формы и методы поддержки участников инновационной деятельности;
  • условия для развития малого научно-инновационного предпринимательства;
  • экономические и правовые гарантии в осуществлении инновационной деятельности.

Настоящий Закон направлен на повышение уровня экономического, экологического и социального благосостояния населения и безопасности государства путем активизации и эффективного управления инновационно- инвестиционной деятельностью, передачи научных достижений и освоенных технологий в производство товаров и услуг по всей территории республики.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Законодательство Кыргызской Республики об инновационной деятельности

Законодательство Кыргызской Республики об инновационной деятельности состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других нормативных правовых актов Кыргызской Республики, обеспечивающих механизм реализации инновационной деятельности.

Статья 2. Цель инновационной деятельности

Цель инновационной деятельности — эффективная передача в производство научно-технических достижений в виде знаний, технологий, оборудования и способов организации производств с целью получения новых товаров (услуг) или товаров (услуг) с новыми качествами.

Статья 3. Основные понятия и термины

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия и термины:

  • инновационная деятельность — деятельность, направленная на создание «под ключ» производства новых или недостающих на рынке товаров (услуг);
  • инновация (новация) — конечный результат инновационной деятельности в виде нового или недостающего на рынке товара (услуги) или товара (услуги) с улучшенными качествами;
  • интегрирующая инновация — инновация, полученная за счет использования (интегрирования) оптимального набора (комплекса) ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений (знаний, технологий, оборудования).
  • Интегрирующие инновации — наиболее эффективное вложение средств в производственную деятельность;
  • базисная инновация — инновация, в основе которой лежит новое фундаментальное научное достижение, позволяющее создать системы (товары, машины, технологии, оборудование) следующих поколений.Отличительной особенностью базисных инноваций является необходимость значительных по объему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Базисные инновации предполагают перестройку ряда смежных производств, связаны с повышенными стартовыми капитальными вложениями и рассчитаны на долгосрочную перспективу.
    Инфраструктура для осуществления базисных инноваций включает в себя академические институты, государственные научные центры и производственные объединения, то есть строится как финансово-промышленная группа;
  • улучшающая инновация — инновация, полученная на основе результатов научной, технологической, организационной или проектной работы, специально заказанной с целью улучшения характеристик (параметров) имеющегося на рынке того или иного товара (услуги). Инфраструктура для улучшения инноваций базируется на отраслевых проектно-технологических и исследовательских институтах;
  • инноватика — область знаний, включающая методологию и организацию инновационной деятельности;
  • инжиниринг — организационная технология, обеспечивающая выполнение следующих этапов инновационной деятельности: маркетинг, предпроектное обследование, технико-экономическое обоснование, разработка проекта, комплектная поставка оборудования, подготовка персонала, сдача производства «под ключ», сервисное сопровождение;
  • «под ключ» — степень комплексной завершенности инновационного проекта во всех его сопряженных составляющих, предполагающая ответственность исполнителя за функционирование созданного объекта (системы) в целом; при этом достигается конечный результат, когда заказчик приступает к эксплуатации созданного производства и реализации производимых товаров или услуг без проведения каких-либо дополнительных работ;
  • инвестиции — вложение капитала в создание производств товаров (услуг и технологий);
  • инновационно-инвестиционный процесс — процесс, объединяющий в едином цикле и под единым управлением инвестиционный и инновационный процессы;
  • олный инновационно-инвестиционный цикл — последовательность действий, содержащая обеспечение инвестиции, маркетинг, реализацию проекта-заказа «под ключ», реализацию товаров или услуг, реинвестиций и т.д. под единым компьютеризованным управлением;
  • инфраструктура — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур (составляющих), обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи);
  • инновационная инфраструктура — комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности;
  • инновационно-инвестиционная инфраструктура — комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационно-инвестиционных процессов;
  • сеть — государственная сетевая инновационно-инвестиционная инфраструктура, формируемая в соответствии с настоящим Законом во всех регионах республики;
  • управление — орган управления сетью, формируемый Правительством Кыргызской Республики на базе существующих государственных научных учреждений и учреждений образования, а также отраслевых министерств.

Раздел II. Цели и принципы государственного регулирования инновационной деятельности

Статья 4. Цели государственного регулирования инновационной деятельности

Целью государственного регулирования инновационной деятельности является создание правовых, экономических, социальных, организационных и других условий, обеспечивающих ускоренное создание «под ключ» производств новой конкурентоспособной продукции на основе современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий в интересах развития экономики и повышения уровня жизни населения республики.

Статья 5. Принципы государственного регулирования инновационной деятельности

Основными принципами государственного регулирования инновационной деятельности являются:

  • стратегическая ориентация республики на инновационную модель развития;
  • оптимальное сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования при активизации инновационной деятельности и предпринимательства;
  • повышение эффективности использования накопленного научно- технического потенциала;
  • ориентация инновационной деятельности на социально-экономические приоритеты, максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка, импортозамещение, выход на новые ниши в мировом рынке;
  • использование при регулировании инновационной активности результатов краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного инновационного прогнозирования;
  • поддержка национальных производителей посредством кредитной политики, налоговых кредитов, налоговых и таможенных льгот и других преференций;
  • создание оптимальных условий для инновационной деятельности всем ее субъектам с учетом особенностей организационно-правовых норм и форм собственности;
  • создание условий и поддержка взаимовыгодного сотрудничества с иностранными партнерами по привлечению инвестиций и трансфер технологий;
  • организация замкнутых систем управления инновационной деятельностью, ориентированных на конечный результат;
  • целевое развитие инфраструктур, необходимых для осуществления интегрирующих (комплексных), улучшающих и базисных инноваций;
  • запрещение инноваций, противоречащих общественным и государственным интересам, принципам гуманности и морали, создающих угрозу экономической, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, правам и охраняемым законом интересам граждан республики.

Раздел III. Национальная инновационная доктрина. Ее содержание

Статья 6. Национальная инновационная доктрина

Национальная инновационная доктрина (далее — доктрина) — система руководящих принципов, на основе которых формируется государственная политика в области инновационной деятельности с учетом природных ресурсов, кадрового и промышленного потенциала республики, сложившихся и перспективных международных связей, потребностей населения и возможностей привлечения финансирования. Доктрина предусматривает непрерывную апробацию, ее общественное обсуждение и корректировку с учетом поступивших предложений и замечаний, а также согласование с исполнительными и законодательными органами республики.

Статья 7. Содержание национальной инновационной доктрины

Национальная инновационная доктрина содержит инновационные прогнозы, определяющие сценарии развития инновационной деятельности на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. На основании инновационных прогнозов определяются стратегические приоритеты государственной инновационной политики, предусматривающие концентрацию государственной поддержки и выделяемых в прямой или косвенной форме государственных ресурсов на первоочередное создание условий для интегрирующих (комплексных) инноваций, обеспечивающих наиболее быстрое развитие производственного потенциала республики.

Статья 8. Формирование национальной инновационной доктрины.

Разработка национальной инновационной доктрины осуществляется государственным советом по инноватике.

Раздел IV. Национальная инновационная политика

Статья 9. Реализация национальной инновационной политики

Национальная инновационная политика государства реализуется Правительством Кыргызской Республики и предусматривает:

  • создание государственной инновационно-инвестиционной сети (далее сеть) с центральным управлением, отвечающим за подготовку и проведение в жизнь решений по вопросам национальной политики в области инноваций;
  • утверждение подготовленных управлением сети национальных государственных инновационных программ и предложений об участии страны в международных инновационных программах;
  • приоритетность государственных закупок и государственных заказов на продукцию субъектов национальной инновационной деятельности;
  • разработку и осуществление управлением сети мероприятий, направленных на проведение в жизнь инновационной политики, согласованных решений и программ;
  • подготовку законопроектов Кыргызской Республики, регулирующих инновационные отношения.

Раздел V. Основные задачи и направления деятельности сети

Статья 10. Основные задачи сети

Сеть, формируемая в соответствии с настоящим Законом, обеспечивает конечный результат путем эффективной передачи достижений научно-технического прогресса в производство товаров или услуг за счет решения следующих задач:

  • отбор и подготовка руководителей проектов сети, повышение их квалификации, накопление и обобщение практического опыта в реализации проектов-заказов «под ключ»;
  • создание системы, обеспечивающей (обслуживающей) руководителей проектов базой данных (технологии, специалисты, оборудование, контрагенты, поставщики оборудования и др.), необходимой для реализации проекта-заказа «под ключ»;
  • создание, развитие и тиражирование в регионах республики систем управления проектами, позволяющих руководителям проектов обеспечивать в сжатые сроки в данном регионе конкурентоспособную, автоматизированную реализацию проектов-заказов «под ключ»;
  • разработка, развитие и практическое использование инновационно-инвестиционного механизма, объединяющего под единым управлением инновационную и инвестиционную функции и тем самым сокращающего время автоматизированной реализации полного инновационно-инвестиционного цикла;
  • проведение во взаимодействии с региональными органами власти целенаправленной инновационно-инвестиционной политики в регионах республики;
  • создание новых рабочих мест, увеличение объема и качества выпускаемых товаров и услуг путем конкурентоспособной реализации заказов-проектов «под ключ»;
  • внедрение систем качества на предприятиях и в организациях региона;
  • анализ существующих или создаваемых инновационных инфраструктур для решения различных проблем, разработка рекомендаций по их совершенствованию;
  • формирование среди широких слоев населения во всех регионах страны понимания социально-экономической значимости инновационно- инвестиционной деятельности;
  • поддержка общественных организаций, движений, работа которых направлена на активизацию инновационно- инвестиционной деятельности в республике;
  • привлечение средств населения для инвестиций в отрасли экономики.

Статья 11. Основные направления деятельности сети

Сеть обеспечивает конкурентоспособное выполнение «под ключ» комплексных проектов-заказов и участвует в работе по наиболее актуальным направлениям, которыми являются:

  • профилактика и технологическое переоснащение неблагополучных предприятий;
  • организация и технологическое оснащение различных субъектов экономической деятельности;
  • содействие развитию малого и среднего предпринимательства, особенно в части формирования малых инновационных предприятий;
  • разработка, испытание и тиражирование по регионам республики комплексных проектов по созданию гармонично благополучных территорий;
  • внедрение на предприятиях и в организациях республики систем качества;
  • мероприятия по повышению экспортного потенциала республики, особенно в части наукоемких услуг;
  • обеспечение экологической и биологической безопасности человека, животных и растений;
  • развитие и переоснащение агропромышленного комплекса и решение продовольственной проблемы;
  • научно-техническое развитие отечественного здравоохранения;
  • научно-техническое развитие финансовых и банковских систем;
  • развитие образовательной системы республики;
  • научно-технические разработки и проекты, направленные на повышение обороноспособности республики;
  • развитие системы информационного обеспечения республики, развитие энергетических, транспортных и телекоммуникационных систем республики и др.

Раздел VI. Организация и состав инновационно-инвестиционной инфраструктуры

Статья 12. Руководитель. Управление. Программа

Государственный совет по инноватике является высшим органом управления и координации инновационно-инвестиционной деятельности в Кыргызской Республике. Руководитель совета назначается Премьер- министром Кыргызской Республики по предложению совета. Отраслевые инфраструктуры по инновации управляются и координируются основными отраслевыми министерствами.

Отраслевые инновационные инфраструктуры управляются и создаются отраслевыми министерствами на базе научно-исследовательских институтов, опытно-селекционных станций, государственных племенных заводов и других предприятий, деятельность которых связана с научно- исследовательскими и внедренческими работами.

Правительство Кыргызской Республики через руководителя на постоянной основе обеспечивает:

  • разработку и корректировку национальной инновационной доктрины;
  • поддержку межрегиональных и межотраслевых работ, направленных на повышение инновационной и инвестиционной активности;
  • поддержку инновационной и инвестиционной деятельности во всех секторах экономики республики;
  • поддержку деятельности сети со стороны министерств, государственных комитетов, административных ведомств и регионов республики;
  • развитие сети во всех регионах республики;
  • целевые правительственные мероприятия по совершенствованию сети;
  • распространение и пропаганду через средства массовой информации результатов деятельности сети среди широких слоев населения республики;
  • подготовку каждые два года доклада о результатах деятельности сети и представление его, после согласования с Премьер-министром Кыргызской Республики, Президенту Кыргызской Республики и Жогорку Кенешу Кыргызской Республики.

Орган управления сетью (далее — управление) утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Государственная инновационная программа (далее — программа) формируется Правительством Кыргызской Республики. Государственным заказчиком программы назначается управление. Выбор исполнитлей программ проводится управлением сети на основе конкурсного рассмотрения предложений министерств, государственных комитетов, административных ведомств и коллективов государственных инновационно- инвестиционных комплексов.

Руководитель сети обеспечивает контроль за выполнением программ, анализ возникающих при их выполнении проблем и разработку предложений по корректировке законодательно-нормативных актов, государственной политики и национальной инновационной доктрины.

Статья 13. Государственные инновационно-инвестиционные комплексы

Государственные инновационно-инвестиционные комплексы (далее комплексы) являются государственными учреждениями по реализации полного инновационно-инвестиционного цикла и создаются на базе существующих многопрофильных высших учебных заведений, научных, проектных организаций с максимальным использованием их ресурсов. Комплексы формируются Правительством Кыргызской Республики во взаимодействии с руководителем и государственными администрациями регионов республики.

Деятельность комплексов направлена на конкурентоспособную реализацию полного инновационно-инвестиционного цикла с ориентацией на конечный результат (инвестирование; маркетинг; обоснование; формирование временного коллектива разработчиков; разработка проекта с использованием накопленных и апробированных знаний, технологий, оборудования; комплектная поставка оборудования; подготовка персонала; пуско-наладка; сдача «под ключ»; сертификация; сервисное сопровождение), непосредственно способствующий росту экономического и социального благосостояния населения. Для координации работы сети каждый комплекс содержит в своем составе представительство управления. Представительства управления не являются юридическими лицами, а явлются подразделениями двойного подчинения, деятельность которых определяется совместными приказами руководителя и генерального директора комплекса.

Центральное подразделение комплекса во главе с генеральным директором комплекса организуется преимущественно на базе (в инфраструктуре) ведущего технического университета в регионе (далее — университет) или другой крупной многопрофильной государственной организации, имеющей достаточное количество высококвалифицированных кадров, специалистов и ученых, владеющих основными приемами инновационной и научной деятельности, а также достаточное количествопомещений и инфраструктуры для проведения инновационно- инвестиционной деятельности в регионе. Комплекс получает сертификат, выдаваемый сертификационным органом при управлении. Положение о комплексе разрабатывается руководителем, согласуется советом и утверждается Правительством Кыргызской Республики. Комплекс создается постановлением Правительства Кыргызской Республики по предложению руководителя и совета.

Статья 14. Инновационные отделы

Инновационные отделы (далее — отделы) организуются комплексами во всех организациях, предприятиях, имеющих существенное значение для экономики региона страны. Отделы формируются с максимальным использованием ресурсов соответствующих предприятий, организаций и обеспечивают взаимодействие комплексов со всеми секторами экономики в регионе.
Перечень организаций, предприятий определяется и корректируется для каждого региона генеральным директором соответствующего комплекса при согласовании с местными органами законодательной и исполнительной власти. Организации, предприятия, создавшие отделы, пользуются информационными услугами сети безвозмездно.
Инновационные отделы являются подразделениями двойного подчинения и их финансирование осуществляется совместно за счет средств соответствующего предприятия (организации) и комплекса. Отделы не являются юридическими лицами. Их деятельность определяется совместными приказами руководителей предприятий (организаций) и генеральных директоров комплексов.

Раздел VII. Субъекты инновационной деятельности, их правовое положение, оплата труда, социальная защита, стимулирование труда, ответственность

Статья 15. Субъекты инновационной деятельности

Субъектами инновационной деятельности являются физические и юридические лица, непосредственно участвующие в процессеинновационной деятельности, то есть в завершении научно-исследовательских разработок и их внедрении в производство, а также в использовании научных достижений и трансфере технологий в производство новых товаров (услуг).

Статья 16. Правовое положение, оплата труда, социальная защита и стимулирование труда работников инновационной сферы

Правовое положение, оплата труда, социальная защита и стимулирование труда работников инновационной сферы регулируются в рамках Трудового кодекса Кыргызской Республики, законов Кыргызской Республики «Об образовании», «О науке и об основах государственной научно-технической политики» и других законодательных актов.

Статья 17. Ответственность работников инновационной сферы

Работник инновационной сферы несет ответственность перед обществом и государством за направленность, методы и приемы инновационной деятельности, их результаты в интересах развития научно-технического и технологического прогресса, гуманности, экологической безопасности и улучшения экономики.
Работник инновационной сферы, недобросовестно исполняющий свои обязанности, несет ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 18. Центры передовой техники и новых технологий

Инновационные центры передовой техники (техноцентры) и новых технологий (технопарки) являются наиболее эффективными средствами, способствующими структурной перестройке экономики, техническому и технологическому прорыву в отраслях экономики.

Техноцентры и технопарки создаются в первую очередь в регионах, наиболее подверженных депрессии и спаду производства (стагнирующие регионы).
Центры создаются на базе детальных научно-инновационных коммерческих планов, включающих разработку, наладку производства и выход на рынок. Инфраструктура центров может включать: научную лабораторию или институт, производство, сертификационные и маркетинговые отделы и др. Центры подчиняются отраслевым научно-исследовательским институтам и вместе с ними входят в состав сети.

Статья 19. Финансирование инновационной деятельности

Источником финансирования инновационных программ и проектов являются:

  • бюджетные ассигнования;
  • средства специальных внебюджетных фондов;
  • собственные средства организаций;
  • финансовые ресурсы коммерческих структур;
  • банковские кредиты;
  • иностранные инвестиции;
  • частные накопления физических лиц.

Государство осуществляет приоритетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ прикладного характера, руководствуясь тем, что эти научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы после их окончания будут использоваться в производстве. Финансирование программ осуществляется на возвратной основе с долевым участием заинтересованных сторон.

Государство гарантирует защиту и поддержку инновационной деятельности путем обеспечения равных условий всем учреждениям и организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере науки и техники, независимо от форм собственности.

Статья 20. Государственный инновационный фонд

Для финансирования и материально-технической поддержки мероприятий по обеспечению развития и использованию достижений науки и техники в республике создается Государственный инновационный фонд за счет средств, выделяемых государством для поддержки научно-технической деятельности и взносов юридических и физических лиц. Суммы взносов предприятий и организаций в Государственный инновационный фонд исчисляются в размерах согласно положению об этом фонде и относятся на себестоимость продукции.

Статья 21. Информационное обеспечение инновационной деятельности

Государственная система научно-технической информации обеспечивает:

  • слежение за нововведениями во всех отраслях экономики и выработку рекомендаций Правительству Кыргызской Республики и организациям для принятия решений;
  • формирование государственного информационного фонда научно-технической, экономической, коммерческой, статистической, внешнеэкономической, правовой литературы и документации, отражающей как интеллектуальный потенциал республики, так и мировые достижения;
  • проведение исследований состояния и тенденций развития экономики, науки и техники в республике и в мире;
  • <организацию конференций, семинаров, совещаний, выставок по приоритетным направлениям развития науки и техники;/li>
  • постоянный мониторинг инновационной деятельности для организации управления инновационными процессами.

Для ускорения процесса формирования рынка технологий, реализации инноваций, повышения их результативности, устранения разрыва между наукой и производством предусматривается периодическое издание информационных материалов о предлагаемых для реализации инновационных проектах, о возможностях разработки и производства, систематическое проведение выставок инновационной продукции.

Статья 22. Внешнеэкономическая деятельность субъектов научно-инновационной сферы

Участники инновационной деятельности стремятся к развитию внешнеэкономических связей и осуществляют их в установленном законодательством порядке.
Особой формой сотрудничества по эффективному использованию технологий во внешнеэкономической деятельности является создание организаций в других государствах с участием кыргызских юридических лиц. Такие организации, создаваемые для совместного использования прогрессивных технологий, пользуются льготами на ввозимую прибыль и улучшают общий валютный баланс.

Статья 23. Деятельность иностранных инновационных организаций в Кыргызской Республике

Деятельность иностранных инновационных организаций и центров на территории Кыргызской Республики регулируется межгосударственными договорами и межправительственными соглашениями. Государство поддерживает международное инновационное сотрудничество, создает необходимые правовые и экономические условия и содействует осуществлению субъектами инновационной деятельности свободных и равноправных отношений с международными инновационными центрами, если эти отношения не противоречат законодательству Кыргызской Республики.

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с момента официального опубликования. («Эркин Тоо», 10 декабря 1999 года N 97)

Правительству Кыргызской Республики в двухмесячный срок внести предложения о внесении изменений и дополнений в акты законодательства, вытекающие из настоящего Закона, привести собственные решения в соответствие с настоящим Законом.

Президент Кыргызской Республики А.Акаев

Источник: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/291


Экс-президент Национальной академии наук КР, академик Шарипа Жоробекова: Указ президента КР о мерах по повышению вклада науки в устойчивое развитие страны вышел в феврале, уже должны были разработать «дорожную карту» по оптимизации научной отрасли, но пока особых мер нет.

Президентское решение должно выполняться, Академию наук и подход к науке в стране действительно надо модернизировать и менять, вузовскую науку надо интегрировать с академической и повышать их научную отдачу, главное – провести эти преобразования так, чтобы они принесли пользу не только Академии, но и государству и обществу. Никакое государство не может быть серьёзным без фундаментальной науки, а для этого нужно соответствующее финансирование…

128
Ученых
24
Открытий
19
Патентов