Электронная приемная

+996 (312) 39-23-66;

г.Бишкек, просп. Чуй 265а

Электронная почта
Концепция научно-инновационного развития

Утверждена
постановлением Правительства Кыргызской Республики
от 8 февраля 2017 года № 79

КОНЦЕПЦИЯ научно-инновационного развития Кыргызской Республики
на период до 2022 года

Введение

Концепция научно-инновационного развития Кыргызской Республики на период до 2022 года (далее — Концепция) представляет собой перспективное видение национальной инновационной системы (далее — НИС) Кыргызской Республики и определяет принципы, основы и приоритетные направления развития страны.

Концепция разработана на основе Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы (далее — НСУР). Концепция призвана ответить на стоящие перед Кыргызстаном вызовы в сфере инновационного развития путем выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики.

Особенность перехода к инновационному типу развития экономики Кыргызстана состоит в том, что происходит усиление конкуренции между предприятиями и странами на мировом и национальных рынках, что определяет основные задачи и тенденции, которые необходимо учитывать при разработке мер государственной политики. Основные тенденции на современном этапе развития инновационной экономики определяют следующие факторы:

  • конкуренция за качественный человеческий капитал, так как высококвалифицированный персонал обеспечивает распространение знаний;
  • роль информационных технологий в процессе распространения знаний становится все более значимой для дальнейшего роста инновационной активности, процессы распространения знаний вышли за пределы отдельных экономик;
  • глобализация заставляет компании конкурировать на все более высоких уровнях технологий и в то же время стимулирует процессы специализации и локализации инноваций.

Концепция исходит из того, что в существующих условиях высокой конкуренции будут успешно развиваться экономики тех стран, которые своевременно приняли меры по перевооружению производства и освоению новых технологий, обеспечению за счет этого выпуска конкурентоспособной продукции с наименьшими издержками.

В Концепции сформулированы приоритеты развития, принципы формирования и механизмы реализации инновационного прогресса страны на среднесрочную перспективу с учетом складывающихся тенденций в мировом научно-техническом развитии и имеющегося интеллектуального и научно-технического потенциала.

В Концепции обозначены цель и задачи, определены потенциал и целевые ориентиры НИС, а также основные направления инновационного развития и формирования инновационно-ориентированной экономики на период до 2022 года.

Концепция регламентирует последовательность реализации целей, задач и этапов по модернизации и реформированию НИС, активизации на этой основе инновационной деятельности в стране в условиях объединения усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества в среднесрочной перспективе.

Концепция может служить основой для разработки государственной программы инновационного развития национальной экономики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Она направлена на обеспечение развития экономики за счет заимствования новых технологий, постепенного повышения роли отечественной науки и техники в инновационных процессах, активизацию инновационной деятельности с учетом особенностей экономики республики, совершенствование государственно-частного партнерства, а также механизмов их реализации. Это, в конечном счете, должно обеспечить развитие национального интеллектуального и инновационного потенциала, повысить эффективность и конкурентоспособность страны.

1. Основные понятия

В настоящей Концепции используются следующие определения:

  • Государственная инновационная политика — часть социально-экономической политики государства, представляющая собой совокупность целей, принципов, механизмов и генеральной линии действий, реализуемой Правительством Кыргызской Республики от лица государства в области инновационной деятельности.
  • Национальная инновационная система (НИС) — совокупность организаций частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом: в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.
  • Инновационный потенциал — совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
  • Инновационная сфера — область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.
  • Инновационная инфраструктура — комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности.
  • Инновационно-активные предприятия — предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов или иных видов инновационной деятельности.
  • Трансфер технологий — передача научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции.
  • Трансфер— означает «переносить, передавать», а под технологией в данном контексте понимаются результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ, а также инновационная продукция.
  • Центр трансфера технологий (ЦТТ) — инфраструктурная организация, продукцией которой является комплекс услуг участникам научно-инновационного процесса — клиентам ЦТТ. ЦТТ объединяются в сети трансфера технологий. Основная цель таких центров — повышение конкурентоспособности местной индустрии путем привлечения технологических инноваций.
  • Инновационный центр — организация (хозяйствующий субъект, предприятие, подразделение чего-либо и т.п.), имеющая организационно-правовое оформление в виде юридического лица или без такового.
  • Инновационная активность— показатель, отражающий темпы, масштабы и продолжительность разработки и внедрения нововведений, основанных на использовании достижений научно-технического прогресса и передового опыта.
  • Коммерциализация разработок— процесс практического применения результатов научных исследований с выводом на рынок новых или улучшенных продуктов, услуг или технологий в целях получения коммерческого эффекта.

2. Анализ текущей ситуации

§ 2.1. Мировой опыт развития национальных инновационных систем

Существует значительная разница между моделью НИС передовых стран, ориентированных на передачу инноваций из сферы науки в производство посредством развитых институтов, эффективного рынка интеллектуальной собственности и инновационной инфраструктуры, являющихся интегрированными элементами одной системы. В странах с переходной экономикой многие элементы этой системы только формируются.

В Кыргызской Республике к такому ключевому институту относится наука, которая сегодня не в полной мере выступает генератором разработок и инноваций для национальной экономики. Также национальная промышленность не в полном объеме реализовывает новые идеи и проекты.

В таких условиях НИС страны на начальном этапе должна содействовать отечественным предприятиям и бизнесу в поиске, отборе, переносе и адаптации зарубежных технологий, а также через разработку соответствующих мер поддержки. Важная роль в этом процессе отводится прикладной науке, призванной обеспечивать адаптацию зарубежных технологий.

§ 2.2. Факторы, сдерживающие внедрение инновационных разработок

Развитие инновационной активности в республике сдерживается совокупностью таких факторов, как неразвитость рыночных отношений, низкая степень зрелости конкурентной среды, неоправданная бюрократизация исполнительной власти, ограниченность финансовых ресурсов предприятий, высокие риски, отсутствие соответствующей инфраструктуры, низкая инновационная культура. Такое состояние дел обусловлено следующими факторами:

  • отсутствие механизмов и стимулов, необходимых для реализации инновационных проектов;
  • отсутствие адекватной инновационной структуры, ориентированной на потребности бизнеса;
  • недостаточная привлекательность долгосрочных вложений для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов;
  • недоступность кредитных средств на приемлемых условиях;
  • отсутствие целевой государственной программы, направленной на внедрение инноваций в производство;
  • отсутствие координации и взаимодействия в системе государство — наука — бизнес;
  • низкая эффективность внедрения научных разработок из-за отсутствия в университетах и исследовательских институтах стимулов для проведения прикладных исследований, имеющих рыночную направленность;
  • отсутствие инфраструктуры и среды для трансфера технологий (бизнес-инкубаторы для инновационного бизнеса, инновационно-технические центры, центры трансфера технологий, технопарки);
  • отсутствие системы подготовки специалистов в области инновационного менеджмента;
  • отсутствие системы подготовки квалифицированных инженерных кадров для инновационных предприятий;
  • недостаток собственных финансовых ресурсов и/или отсутствие стартового капитала у субъектов предпринимательства;
  • отсутствие собственных разработок и инноваций, следствием чего является технологическая зависимость, которая ведет к снижению конкурентоспособности;
  • отсутствие управленческих кадров в сфере инновационного менеджмента, нехватка инженерных кадров из-за оттока высококвалифицированных специалистов;
  • высокая стоимость нововведений и недостаток собственных денежных средств наряду с отсутствием финансовой поддержки и иных стимулов со стороны государства;
  • высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости инноваций, неопределенность экономической выгоды от внедрения;
  • низкий спрос или его полное отсутствие на инновации со стороны бизнеса.

§ 2.3. Цель и задачи Концепции научно-инновационного развития Кыргызской Республики

Цель Концепции заключается в определении путей и способов обеспечения в среднесрочной перспективе динамичного развития экономики Кыргызской Республики.

Достижение цели предполагается за счет решения следующих задач:

  • развитие инновационной инфраструктуры и обеспечение тесной взаимосвязи науки и бизнеса;
  • формирование и интеграция науки, образования и бизнеса как элементов национальной инновационной системы, ориентированной на международный трансфер технологий и знаний;
  • содействие в модернизации экономики и промышленности на основе механизмов государственно-частного партнерства;
  • создание условий для повышения активного участия регионов в развитии инновационной деятельности.

Государственная политика в области развития инновационной системы должна реализовываться по следующим направлениям:

  • создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;
  • формирование инфраструктуры инновационной системы;
  • создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной собственности.

Реализация Концепции предполагает выработку комплексных мер, направленных на совершенствование законодательства по вопросам стимулирования инновационной деятельности.

В частности, будет заложена основа для:

  • развития и укрепления инновационной системы с учетом приоритетов развития экономики, науки и технологий;
  • обеспечения устойчивого и сбалансированного роста экономики через повышения ее конкурентоспособности;
  • повышения инновационной активности бизнеса через активное применение информационно-коммуникационных технологий;
  • создания региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей формирование устойчивой инновационной системы.

Создание и внедрение наукоемких технологий и конкурентноспособной продукции в энергетическом, горнодобывающем, текстильном, перерабатывающем секторах позволят Кыргызстану создать основы инновационной экономики.

В процессе достижения обозначенной цели и решения задач необходимо учитывать возможные риски, такие, как:

  • ограниченность финансовых ресурсов;
  • внешнее противодействие и непринятие соответствующих нормативных правовых актов;
  • превалирование ведомственных интересов участников системы ИС над обозначенной целью;
  • отсутствие соответствующей инфраструктуры;
  • низкая инновационная культура.

Основными путями решения указанных вопросов являются:

  • содействие комплексному развитию экономики посредством активизации системы инновационной деятельности;
  • формирование единой системы инструментов и мер государственной поддержки, включающей в себя специальное бюджетное обеспечение, в том числе финансовые меры;
  • совершенствование механизмов государственно-частного партнерства, что позволит скоординировать и сконцентрировать усилия государства и бизнеса в реализации инновационной политики страны.

В целом принятые меры в области инновационной деятельности повысят устойчивость отечественной экономики по отношению к кризисам и будут способствовать росту благосостояния народа Кыргызстана.

3. Тенденции научно-инновационного развития экономики Кыргызской Республики

§ 3.1. Инновационная деятельность в отраслях промышленности Кыргызской Республики

За последние годы в промышленности Кыргызской Республики произошли структурные изменения, которые сопровождались резким снижением ее эффективности. Доля валовой добавленной стоимости промышленности в валовом внутреннем продукте (далее — ВВП) республики сократилась на 12,72% за период с 1990 года по 2014 год — с 27,11% до 14,39% соответственно (WDI, WB, 2014). По итогам 2015 года объем производства по сравнению с 2014 годом снизился на 4,4%. Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор — темп реального роста составил 103,5%. Отрицательный вклад в формирование ВВП со стороны промышленного производства оценивается на уровне 0,7%, включая предприятия по разработке месторождения Кумтор (отрицательный вклад 0,65%). В 2015 году удельный вес промышленности в структуре производства ВВП составил 15,3%, снизившись на 0,9% по сравнению с 2014 годом. Общая численность работников, занятых в промышленности, в 2014 году по сравнению с 2010 годом снизилась на 52,7 процента, что, в основном, обусловлено сокращением числа занятых (на 62,2%) в обрабатывающей промышленности — с 267,3 тыс. до 126,4 тыс. человек (Национальный статистический комитет Кыргызской Республики (далее — Нацстатком).

Этот процесс сопровождался стабильным ростом сектора услуг, доля которого в ВВП в 2010 году превысила 45,9%. Таким образом, в настоящее время с учетом доли всех секторов экономики Кыргызской Республики ее можно отнести к преимущественно сервисной. Структура ВВП страны, по данным Министерства экономики Кыргызской Республики за 2015 год, выглядит следующим образом: услуги — 50,3%, промышленность — 15,3%, сельское хозяйство — 14,0%, строительство — 8,3%, чистые налоги на продукты — 12,1%.

§ 3.2. Инновационная деятельность в сфере малого и среднего бизнеса

В странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) показатель доли инновационных предприятий в промышленности составляет более 53%, в России — около 12%, в Кыргызстане этот показатель составил 2,1% в 2014 году.

Согласно статистике в 2015 году 56 предприятий осуществляли разработку и внедрение технологических и маркетинговых инноваций в промышленности республики, или 7,4% от числа промышленных предприятий.

На 7 промышленных предприятиях выпускалась промышленная продукция, а на остальных имели место процессные инновации.

Наибольшая активность инновационной деятельности отмечена на предприятиях по производству пищевых продуктов, включая напитки, табак, прочие неметаллические минеральные продукты (25 предприятий).

Более активно внедряются инновационные процессы в городе Бишкек и Чуйской области (19 предприятий), в Ошской, Нарынской, Баткенской, Джалал-Абадской, Таласской, Иссык-Кульской областях и в городе Ош (37 предприятий).

В 2015 году затраты на технологические инновации составили 5523,2 млн. сомов. Наблюдается тенденция роста видов инновационной деятельности, которые непосредственно связаны с внедрением нововведений, приобретением овеществленных технологий. Так, приобретение машин и оборудования в 2015 году осуществляли 38 предприятий, при этом затраты составили 5402,1 млн. сомов (97,8% от общих затрат на технологические инновации).

4. Формирование национальной инновационной системы в Кыргызской Республике

§ 4.1. Национальная инновационная система и ее роль в интеграции науки и экономики

По данным Национального статистического комитета, уровень износа оборудования в производственной сфере достиг более 50%, был закрыт ряд высокотехнологичных производств.

Основная задача НИС Кыргызстана заключается в содействии процессу заимствования иностранных технологий через механизмы трансфера технологий. Актуальность заимствования объясняется тем, что рациональное применение импортируемых научно-технических достижений может обеспечить не только существенный рост национального экономического потенциала, но будет способствовать выходу его на качественно более высокий уровень. Важной особенностью инновационной политики должен стать селекционный подход к поддержке и стимулированию избранных отраслей и отдельных производств высокотехнологичного сектора.

§ 4.2. Модернизация промышленности — основа инновационного развития страны

Отечественный научно-инновационный потенциал сегодня не может быть использован в полной мере для решения задач как научно-инновационного, так и модернизационного развития экономики страны. Для промышленных предприятий Кыргызстана актуальной является задача модернизации. В этой связи упор делается не на создание принципиально новых изобретений, а на трансфер (заимствование) технологий и способов производства, уже доказавших свою эффективность.

Политика заимствования реализуется через следующие процессы и инструменты, которые влияют на абсорбционную способность страны:

  • импорт нового оборудования и технологий через заключение лицензионных договоров;
  • прямые иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также правила формирования совместных предприятий;
  • освоение новых методов организации производства в результате конкуренции на мировом рынке;
  • взаимодействие с зарубежными специалистами: обучение и стажировки за рубежом, приглашение зарубежных преподавателей, совместные исследования;
  • предотвращение выезда квалифицированных специалистов, получивших образование или опыт работы на Западе, за пределы государства и стимулирование их возвращения;
  • политика прямой государственной поддержки заимствований;
  • стимулирование развития исследовательских отделов крупных фирм;
  • политика прямой государственной поддержки заимствований;
  • стимулирование развития исследовательских отделов крупных фирм;
  • инфраструктура поддержки заимствования: центры трансфера технологий, особые экономические зоны и промышленные кластеры.

Формированию благоприятной среды для развития инновационной деятельности должно способствовать решение следующих задач:

  • улучшение среды за счет создания благоприятствующих режимов;
  • создание инновационной инфраструктуры, способствующей трансферу технологий и их адаптации;
  • реформа в области финансирования научных исследований с упором на развитие прикладной науки, ориентированной на потребности промышленности;
  • подготовка специалистов в области научно-инновационного менеджмента.

5. Основные направления развития национальной инновационной системы в Кыргызской Республике

§ 5.1. Совершенствование сферы науки Кыргызской Республики

Стратегической целью реализации настоящей Концепции является повышение вклада науки в технологическую модернизацию реального сектора экономики Кыргызской Республики. Это позволит достичь конкурентоспособности и сбалансированности системы научных инноваций, обеспечивающей генерирование и передачу знаний, востребованных для устойчивого социально-экономического развития страны.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

  • совершенствование системы управления научно-инновационной сферой;
  • модернизация научно-инновационной инфраструктуры путем развития сети научно-инновационных исследовательских организаций;
  • создание междисциплинарного профиля, способного на качественно новом уровне заменить ослабленную систему отраслевых научно-исследовательских институтов (эти организации обеспечат формирование компетенций, трансфер знаний и технологий между промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и наукой);
  • подготовка высококвалифицированных научных кадров и их стимулирование к научно-инновационной деятельности, что сформирует предпосылки для активизации научно-инновационного предпринимательства;
  • увеличение объемов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе за счет частных инвестиций;
  • совершенствование нормативно-правовой базы научно-инновационной деятельности;
  • формирование информационной среды, благоприятной для развития научных инноваций.

Для решения задач предусмотрена реализация соответствующих мер.

В рамках совершенствования системы управления научно-инновационной сферой в целях обеспечения единства и последовательности базовых звеньев управления необходимо внедрить трехуровневую систему экспертизы:

  • экспертиза международным экспертным советом при определении приоритетов научно-инновационных исследований;
  • государственная научно-техническая экспертиза при оценке научно-инновационных программ;
  • ведомственная научно-техническая экспертиза при оценке проектов по заказу единого администратора.

Для решения задачи модернизации научно-инновационной инфраструктуры необходимо реализовать следующие меры:

  • открыть национальные научные лаборатории коллективного пользования по приоритетным направлениям научно-технологического развития и осуществить модернизацию их материально-технической базы;
  • сформировать сеть научно-внедренческих структур, осуществляющих трансформацию полученных научных знаний (технологий, ноу-хау, патентов) в конкретные бизнес-проекты;
  • активизировать работу по созданию структур коммерциализации науки.

Задача подготовки высококвалифицированных научных кадров будет решаться путем:

  • целевой подготовки научных кадров и молодежи по научным специальностям, соответствующим приоритетам развития науки и индустриально-инновационного развития страны в соответствии НСУР;
  • разработки и внедрения совместных научно-инновационных программ, реализуемых группами университетов и научных организаций;
  • увеличения объемов финансирования стажировок молодых перспективных ученых за рубежом и приглашения всемирно известных ученых;
  • разработки социального пакета для повышения статуса научного работника;
  • повышения статуса государственных премий и стипендий в сфере науки и увеличения их количества и размеров.

Основной задачей научно-инновационного развития является создание эффективной системы финансового обеспечения.

В этих целях:

  • необходимо оптимизировать структуру расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, как по видам исследований, так и по источникам финансирования;
  • основное финансирование исследований должно осуществляться на основе программно-целевого и грантового финансирования перспективных проектов за счет средств республиканского бюджета из единого Национального фонда науки;
  • необходимо внедрить механизм сопровождения научных исследований на принципах софинансирования государством и предприятиями частного сектора;
  • следует ввести льготные преференции для научных организаций и высокотехнологичных и наукоемких производств.

Совершенствование нормативной правовой базы научно-инновационной деятельности необходимо осуществить в два этапа.

На первом этапе обеспечить вступление в силу нового Закона Кыргызской Республики «О науке» и ряда связанных с ним подзаконных актов.

На втором этапе принять законы Кыргызской Республики «Об интеграции науки и образования» и «Об инновационных зонах и технопарках», создающих новые возможности для устойчивого развития научно-инновационной деятельности.

В целях дальнейшего совершенствования государственной системы научно-технической информации и формирования экспертно-аналитической среды необходимо выполнить следующие работы:

  • создать национальный научно-инновационный портал, позволяющий республике войти в единое мировое информационное пространство, иметь доступ к последним мировым научным разработкам и возможность отслеживания мировых тенденций развития науки;
  • произвести оценку научно-инновационного потенциала страны, направленную на анализ состояния инновационной сферы и тенденций ее дальнейшего развития;
  • осуществить прогнозирование научно-инновационного развития в целях формирования базы данных о научных исследованиях;
  • внедрить международные стандарты, которые должны включать основные положения, связанные с этикой ведения научных исследований и разработок.

§ 5.2. Механизм государственно-частного партнерства — основа развития инновационной экономики

Создание партнерства государства и частного бизнеса становится важнейшим направлением активизации инновационной деятельности и решения актуальных проблем развития экономики республики. Основой механизма государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) является организация совместной деятельности государственных научных организаций, государственных научно-образовательных учреждений, государственных унитарных предприятий и частного промышленного, финансового и научно-инновационного бизнеса.

Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и частного бизнеса выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности, роста конкурентоспособности страны, а также развития производственной и социальной инфраструктуры.

§ 5.3. Инфраструктура научно-инновационного развития

Общими принципами формирования инновационной инфраструктуры являются комплексный характер оказываемых услуг на всех этапах научно-инновационного процесса и координация действий элементов инновационной инфраструктуры при оказании услуг.

Одним из основных элементов инновационной системы на современном этапе развития должны стать центры трансфера технологий и инкубаторы, после их успешной работы возможно создание технологических парков. Поддержка этих институтов должна стать одной из существенных государственных задач.

Формирование инфраструктуры инновационной системы предусматривает:

  • формирование инновационно-активных территорий технопарков;
  • развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования;
  • формирование системы информационной поддержки, включая оказание консалтинговых услуг для организации взаимодействия участников инновационной деятельности;
  • содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий.

6. Меры и механизмы реализации приоритетов научно-инновационного развития

§ 6.1. Меры и механизмы финансового обеспечения

В целях научно-инновационного развития необходимо обеспечить реализацию следующих мер:

  • поэтапное увеличение объемов бюджетного финансирования расходов на научные исследования, образование и поддержку инноваций с учетом введения критериев их эффективного использования;
  • повышение эффективности бюджетных расходов на проведение исследовательских работ за счет финансирования инновационных проектов через специальные фонды на возвратной основе, увеличение доли расходов на прикладные исследования, осуществляемые на конкурсной основе, на условиях софинансирования со стороны бизнеса;
  • введение механизма субсидирования процентных ставок по финансированию инновационных проектов;
  • оказание помощи территориям, активно содействующим развитию научно-инновационного сектора экономики, в качестве важного условия повышения результативности проводимой регионами инновационной политики;
  • создание системы государственного страхования инвестиций в реализацию инновационных проектов;
  • расширение практики льготного кредитования инновационной деятельности;
  • развитие международного сотрудничества в области использования стратегии «заимствования» инновационных технологий, путем его институционального укрепления, создания Центра инжиниринга и трансфера технологий;
  • оказание прямой информационной и иной помощи малым предприятиям научно-технической сферы, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности.

§ 6.2. Меры инновационной политики

С учетом существующих возможностей и имеющегося научно-инновационного потенциала необходимо:

  • разработать государственную программу поддержки инноваций, направленную на стимулирование модернизации промышленных предприятий, широко используя возможности интеграционных процессов для обеспечения доступа на новые рынки отечественной конкурентоспособной продукции и создавая совместные предприятия для последующего выхода на международные рынки;
  • сформировать институциональные механизмы, способствующие использованию ресурсосберегающих, импортозамещающих, экологически безопасных современных технологий. Для этого следует реализовать в отраслях небольшие и быстро окупаемые инновационные проекты с участием частного крупного бизнеса с имеющимися возможностями для финансирования предпринимателей и частных инвесторов при поддержке государства;
  • развивать инфраструктуру НИС посредством создания сети инкубаторов, центров поддержки технологии и инноваций (далее — ЦПТИ), включая «виртуальные» для регионов, используя возможности информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ), центры трансфера технологий;
  • создать систему государственной поддержки новых инновационных компаний на стартовом этапе и систему страхования рисков компаний на начальных стадиях их развития при осуществлении технологических инвестиций;
  • сформировать нормативную правовую базу, обеспечивающую благоприятные условия для развития инновационной деятельности посредством актуализации Закона Кыргызской Республики «Об инновационной деятельности» от 26 ноября 1999 года № 128, принятия Закона Кыргызской Республики «О государственной поддержке инновационной деятельности», утверждения Положения о фонде стимулирования научно-инновационного развития, поощряющих инновационное предпринимательство и гарантирующих защиту прав интеллектуальной собственности, а также пересмотра нормативных документов в области инноваций;
  • обеспечить подготовку и переподготовку кадров по инновационным специальностям, включая специалистов по инновационному менеджменту; создание условий для обеспечения достаточной мобильности инженерно-технического персонала между государственным и частным секторами исследований и разработок, а также производством;
  • продолжить и совершенствовать отслеживание научно-инновационного развития посредством разработки нормативно-методических документов по статистике инноваций для бизнеса. Разработать индикаторы научно-инновационного развития, сопоставимые с международными, и осуществлять на регулярной основе мониторинг развития;
  • проводить научные исследования инновационной деятельности отраслей экономики и регионов, позволяющие дать научно обоснованные ориентиры научно-инновационного развития;
  • установить координацию и взаимодействие всех заинтересованных лиц (республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, предприятий, ученых и предпринимателей) в реализации национальной инновационной системы на базе Государственного совета по инноватике.

§ 6.3. Ожидаемые результаты

Реализация настоящей Концепции будет способствовать:

  • формированию единой координации и администрированию научно-инновационной деятельности;
  • переориентации научных исследований на приоритетные направления, одобренные Правительством Кыргызской Республики, с переходом от государственной поддержки научных организаций к государственной поддержке научно-инновационных направлений, реализуемых группой организаций по схеме «исследование — разработка — внедрение»;
  • обеспечению стабильного, необходимого и достаточного финансирования экономически значимых для государства научных проектов;
  • появлению нового поколения ученых и квалифицированных научных работников, заинтересованных в использовании научных достижений в экономике, образовании и других сферах, повышению престижа ученых степеней;
  • внедрению в практику международных стандартов управления научно инновационной деятельностью;
  • диверсификации экономики в сторону производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью прежде всего в области энерго- и ресурсосбережения;
  • росту патентования результатов научных исследований в стране и за рубежом, увеличению доли отечественных разработок, приобретаемых промышленными предприятиями и фирмами;
  • формированию научно-образовательных центров на базе университетов как эффективной интеграции науки и образования, повышению роли вузов в реализации прикладных научных проектов;
  • созданию необходимых правовых условий для привлечения частных инвестиций в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу;
  • росту удельного веса продукции научно-инновационной деятельности в структуре валового внутреннего продукта.

: Источник


Экс-президент Национальной академии наук КР, академик Шарипа Жоробекова: Указ президента КР о мерах по повышению вклада науки в устойчивое развитие страны вышел в феврале, уже должны были разработать «дорожную карту» по оптимизации научной отрасли, но пока особых мер нет.

Президентское решение должно выполняться, Академию наук и подход к науке в стране действительно надо модернизировать и менять, вузовскую науку надо интегрировать с академической и повышать их научную отдачу, главное – провести эти преобразования так, чтобы они принесли пользу не только Академии, но и государству и обществу. Никакое государство не может быть серьёзным без фундаментальной науки, а для этого нужно соответствующее финансирование…

128
Ученых
24
Открытий
19
Патентов