ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 24 апреля 2014 года № 64
О международных договорах Кыргызской Республики
(В редакции Закона КР от 9 июня 2015 года N 126)
Международные договоры Кыргызской Республики являются правовой основой международных отношений Кыргызской Республики. Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Задачи и сфера применения настоящего Закона
1. Настоящий Закон устанавливает порядок заключения, исполнения, приостановления и денонсации международных договоров Кыргызской Республикой.
Международные договоры заключаются, исполняются, приостанавливаются и денонсируются Кыргызской Республикой в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Кыргызской Республики (далее — Конституция), нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и положениями самих международных договоров.
2. Порядок заключения, исполнения, приостановления и денонсации международных договоров Кыргызской Республикой, установленный настоящим Законом, применяется в отношении всех международных договоров Кыргызской Республики, независимо от их вида, формы и наименования.
Статья 2. Употребление терминов
Для целей настоящего Закона используются следующие термины:
международный договор Кыргызской Республики — вступивший в установленном законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики порядке в силу международный договор, участницей которого является Кыргызская Республика, представляющий собой равноправное и добровольное соглашение Кыргызской Республики с одним или несколькими государствами, международными организациями или с другими субъектами международного права относительно прав и обязанностей в области международных отношений;
заключение — означает последовательность действий по подготовке текста проекта международного договора, его принятию, установлению аутентичности текста международного договора и выражению согласия на его обязательность;
подписание — в зависимости от случая означает установление аутентичности текста международного договора (установление окончательных формы и содержания международного договора) либо способ выражения согласия на обязательность международного договора;
внутригосударственные процедуры — означают ратификацию, присоединение или утверждение международного договора;
ратификация, присоединение и утверждение — означают в зависимости от случая способ выражения согласия Кыргызской Республики на обязательность для нее международного договора;
полномочия — означают документ, который исходит от уполномоченного должностного лица или компетентного государственного органа Кыргызской Республики и посредством которого одно лицо или несколько лиц назначаются представлять Кыргызскую Республику в целях:
- ведения переговоров;
- принятия текста проекта международного договора;
- установления аутентичности текста международного договора;
- выражения согласия на обязательность международного договора;
- совершения любого другого акта, относящегося к международному договору;
парафирование — означает удостоверение окончательного согласования текста проекта международного договора, выражающееся в постановке уполномоченными лицами сторон международного договора своих инициалов на листах проекта международного договора или иным согласованным способом;
сторона международного договора — в зависимости от случая означает субъект международного права, который участвует в подготовке текста проекта международного договора, его принятии или устанавливает аутентичность текста международного договора либо является участником международного договора;
аутентичные тексты — означают тексты одного и того же международного договора, составленные на разных языках, но имеющие одинаковую юридическую силу;
оговорка — означает одностороннее заявление стороны международного договора, сделанное при подписании (установлении аутентичности текста международного договора) или при выражении согласия на обязательность для нее международного договора, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений международного договора в их применении к данной стороне международного договора;
международная организация — означает межгосударственную, межправительственную организацию, которая была учреждена путем заключения соответствующего международного договора;
депозитарий — означает государство, международную организацию или ее главное исполнительное должностное лицо либо ее уполномоченный орган, которым сдается на хранение подлинник международного договора и которые выполняют в отношении этого договора функции, предусмотренные международным правом;
денонсация (прекращение, выход из) — прекращение действия международного договора в отношении стороны международного договора в соответствии с нормами международного права;
грамота о присоединении, ратификационная грамота — специальный документ, свидетельствующий о выражении Кыргызской Республикой согласия на обязательность для нее международного договора путем соответственно присоединения или ратификации.
Статья 3. Наименование и виды заключаемых Кыргызской Республикой международных договоров
1. Заключаемый Кыргызской Республикой международный договор может именоваться договором, соглашением, конвенцией, протоколом, а также иметь другие наименования.
2. Заключаемые Кыргызской Республикой международные договоры по количеству участвующих в них сторон подразделяются на двусторонние и многосторонние.
По срокам действия международные договоры Кыргызской Республики подразделяются на срочные и бессрочные.
3. Международные договоры заключаются Кыргызской Республикой с иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права от имени:
- Кыргызской Республики — межгосударственные международные договоры;
- Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее — Жогорку Кенеш) — межпарламентские международные договоры;
- Правительства Кыргызской Республики (далее — Правительство) — межправительственные международные договоры;
- министерств, государственных комитетов и административных ведомств Кыргызской Республики и других соответствующих государственных органов — межведомственные международные договоры.
Статья 4. Язык и форма заключаемых Кыргызской Республикой международных договоров
1. Кыргызская Республика заключает международные договоры на государственном языке Кыргызской Республики, а в некоторых случаях — на официальном языке Кыргызской Республики и (или) на языке другой стороны (сторон) международного договора.
Международные договоры заключаются в письменной форме.
По согласованию сторон международного договора языком договора может быть определен и иной язык.
Язык, на котором составлен текст международного договора, указывается в тексте данного договора.
Если международный договор заключается в рамках международной организации, Кыргызская Республика заключает такой договор на рабочем языке данной международной организации либо на языке, согласованном сторонами международной организации.
2. В случае необходимости перевода международного договора или его проекта на государственный и (или) официальный языки перевод осуществляется государственным органом, которым вносится предложение о его заключении.
Статья 5. Способы выражения согласия Кыргызской Республики на обязательность для нее международного договора
1. Согласие Кыргызской Республики на обязательность для нее международного договора может выражаться путем:
- подписания международного договора (в отношении международных договоров, не подлежащих ратификации или утверждению);
- обмена нотами или письмами, образующими международный договор;
- ратификации международного договора;
- присоединения к международному договору;
- утверждения международного договора;
- применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились с другой стороной (сторонами) международного договора.
2. Выражение согласия на обязательность для Кыргызской Республики международных договоров осуществляется уполномоченными должностными лицами или государственными органами Кыргызской Республики в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Выражение согласия на обязательность для Кыргызской Республики международного договора путем ратификации, присоединения или утверждения осуществляется посредством издания соответствующего нормативного правового акта.
Глава 2. Порядок заключения и вступления в силу для Кыргызской Республики международных договоров
Статья 6. Предложения о заключении международных договоров
1. Предложения о заключении межгосударственных международных договоров вносятся Президенту Кыргызской Республики (далее — Президент) заинтересованными министерствами, государственными комитетами и административными ведомствами, а также иными соответствующими государственными органами Кыргызской Республики, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими международными договорами, за исключением государственных органов, указанных в части 4 настоящей статьи, по согласованию с Премьер-министром Кыргызской Республики (далее — Премьер-министр).
2. Предложения о заключении межпарламентских международных договоров вносятся в Жогорку Кенеш депутатами Жогорку Кенеша, заинтересованными министерствами, государственными комитетами и административными ведомствами, а также иными соответствующими государственными органами Кыргызской Республики.
Порядок заключения межпарламентских международных договоров устанавливается Жогорку Кенешем путем принятия соответствующего постановления Жогорку Кенеша.
3. Предложения о заключении межправительственных международных договоров и межгосударственных международных договоров по вопросам, которые входят в компетенцию Правительства, вносятся в Правительство заинтересованными министерствами, государственными комитетами и административными ведомствами, а также иными соответствующими государственными органами Кыргызской Республики, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими международными договорами, за исключением государственных органов, указанных в части 4 настоящей статьи.
4. Жогорку Кенеш и органы судебной власти в лице Верховного суда Кыргызской Республики (далее — Верховный суд) могут рекомендовать:
- Президенту рассмотреть вопрос о заключении межгосударственного международного договора;
- Премьер-министру рассмотреть вопрос о заключении Правительством межправительственного международного договора или межгосударственного международного договора по вопросам, входящим в компетенцию Правительства.
5. К предложению о заключении межгосударственного или межправительственного международного договора при внесении соответственно Президенту или Правительству должны быть приложены:
- текст проекта международного договора;
- обоснование целесообразности его заключения, механизм дальнейшей реализации международного договора;
- документ, удостоверяющий согласование с уполномоченным органом в сфере иностранных дел;
- оценка уполномоченного государственного органа в сфере юстиции на соответствие проекта международного договора положениям нормативных правовых актов Кыргызской Республики;
- оценка уполномоченного государственного органа в сфере финансов о возможных финансовых последствиях в случае заключения международного договора;
- оценка соответствующих министерств, государственных комитетов и административных ведомств Кыргызской Республики о возможных последствиях в случае заключения международного договора;
- документ, удостоверяющий согласование с соответствующими комитетами Жогорку Кенеша в отношении:
- проекта двустороннего международного договора, подлежащего в последующем ратификации;
- проекта многостороннего международного договора, подлежащего в последующем ратификации Жогорку Кенешем, положения которого запрещают заявление оговорок или допускают заявление только определенной категории оговорок;
- иные документы, требуемые в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
6. Предложения о заключении межведомственных международных договоров Кыргызской Республики вносятся на согласование в Правительство заинтересованными министерствами, государственными комитетами и административными ведомствами, а также иными соответствующими государственными органами Кыргызской Республики по вопросам, входящим в их компетенцию, по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел.
Порядок заключения, исполнения, приостановления и денонсации (прекращения, выхода из) межведомственных международных договоров определяется Правительством.
Статья 7. Согласование предложений о заключении межгосударственных и межправительственных международных договоров
1. Проекты межгосударственных и межправительственных международных договоров и предложения об их заключении до внесения Президенту, в Правительство согласовываются компетентным государственным органом с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и административными ведомствами, а также с иными соответствующими государственными органами Кыргызской Республики по вопросам, входящим в их компетенцию, с учетом части 2 настоящей статьи.
2. В Жогорку Кенеш для согласования в соответствующих комитетах направляются:
- проект двустороннего межгосударственного или межправительственного международного договора, подлежащего в последующем ратификации Жогорку Кенешем;
- ноты или письма и (или) их проекты — в случае, если межгосударственный или межправительственный международный договор, подлежащий в последующем ратификации Жогорку Кенешем, предполагается заключить путем обмена нотами или письмами, образующими международный договор;
- проект многостороннего межгосударственного или межправительственного международного договора, положение которого запрещает заявление оговорок или допускает заявление только определенной категории оговорок, подлежащего в последующем ратификации Жогорку Кенешем.
Вышеуказанные проекты направляются в соответствующие комитеты Жогорку Кенеша совместно с другими документами, требуемыми в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».
3. В случае согласия Президента или Премьер-министра с рекомендациями государственных органов Кыргызской Республики, указанных в части 4 статьи 6 настоящего Закона, Президент или Премьер-министр поручают разработку и согласование проекта соответствующего международного договора и предложения о его заключении в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам либо по предложению Президента или Премьер-министра вышеуказанные разработка и согласование возлагаются на иные соответствующие государственные органы Кыргызской Республики, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими международными договорами.
4. Министерства, государственные комитеты и административные ведомства, а также иные государственные органы Кыргызской Республики проводят по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел консультации с соответствующими органами иностранных государств или международных организаций по подготовке проектов международных договоров. (В редакции Закона КР от 9 июня 2015 года N 126)
Статья 8. Решения об одобрении проектов межгосударственных и межправительственных международных договоров
1. Решения об одобрении проектов межгосударственных международных договоров, которые входят в компетенцию Президента, принимаются Президентом, по согласованию с Премьер-министром, в форме распоряжения Президента.
2. Решения об одобрении проектов межправительственных международных договоров и проектов межгосударственных международных договоров по вопросам, которые входят в компетенцию Правительства, принимаются Правительством в форме распоряжения Правительства.
3. В отношении проектов межгосударственных и межправительственных международных договоров, предполагаемых к заключению Кыргызской Республикой путем обмена письмами либо обменом нотами, образующими международный договор, Президентом или Правительством по своей компетенции принимается решение в форме распоряжения об одобрении соответствующих письма или ноты Кыргызской Республики.
4. Решение об одобрении проекта международного договора (проекта ноты или письма от Кыргызской Республики в случае, если предполагается заключить международный договор путем обмена нотами или письмами, образующими международный договор) равным образом означает решение о подписании международного договора. (В редакции Закона КР от 9 июня 2015 года N 126)
Статья 9. Ведение переговоров, парафирование и подписание межгосударственных и межправительственных международных договоров
1. Президент, как глава государства, в соответствии с Конституцией и международным правом ведет переговоры по межгосударственным международным договорам без специальных полномочий, а также парафирует и подписывает их с учетом требований части 1 статьи 8 настоящего Закона.
2. Премьер-министр, как глава Правительства, в соответствии с международным правом ведет переговоры и подписывает межгосударственные и межправительственные международные договоры без специальных полномочий.
3. Руководитель уполномоченного государственного органа в сфере иностранных дел в соответствии с международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры без специальных полномочий.
4. Глава дипломатического представительства Кыргызской Республики в иностранном государстве, глава постоянного представительства Кыргызской Республики при международной организации вправе вести переговоры о заключении международного договора с государством пребывания или в рамках данной международной организации без специальных полномочий на основании указания уполномоченного государственного органа в сфере иностранных дел.
Статья 10. Полномочия на ведение переговоров, парафирование или подписание международных договоров
1. Полномочия на ведение переговоров выдаются должностным лицам:
- в отношении проектов межгосударственных международных договоров, которые входят в компетенцию Президента, — Президентом;
- в отношении проектов межправительственных международных договоров, а также межгосударственных международных договоров, которые входят в компетенцию Правительства, — Премьер-министром.
2. Полномочия на парафирование или подписание международных договоров выдаются должностным лицам:
- в отношении межгосударственных международных договоров, которые входят в компетенцию Президента, — Президентом в форме распоряжения, по согласованию с Премьер-министром;
- в отношении проектов межправительственных международных договоров, а также межгосударственных международных договоров, которые входят в компетенцию Правительства, — Правительством в форме распоряжения.
Статья 11. Международные договоры, подлежащие ратификации
1. Ратификации подлежат следующие межгосударственные и межправительственные международные договоры, подписанные уполномоченными должностными лицами Кыргызской Республики или принятые на международных конференциях путем голосования:
- о дружбе, взаимной помощи, а также о других основах межгосударственных отношений;
- об установлении сотрудничества в военной области;
- по вопросам разоружения;
- по вопросам обеспечения международного мира и безопасности;
- о коллективной безопасности;
- о государственной границе Кыргызской Республики, территориально разграничивающей Кыргызскую Республику с другими государствами;
- о предоставлении Кыргызской Республикой государственных займов, экономической и иной помощи иностранным государствам;
- по вопросам, затрагивающим основные права и свободы человека и гражданина;
- об участии Кыргызской Республики в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Кыргызской Республики или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Кыргызской Республики;
- об использовании природных ресурсов Кыргызской Республики другими субъектами международного права;
- по предоставлению кредитов Кыргызской Республике;
- по предоставлению грантов и иной финансовой помощи Кыргызской Республике, положениями которых предусматриваются нормы, установленные пунктом 14 настоящей части;
- предусматривающие финансовые обязательства со стороны Кыргызской Республики, которые влекут увеличение расходов, покрываемых за счет республиканского бюджета, либо сокращение его доходной части;
- устанавливающие иные правила, чем те, которые содержатся в конституционных законах, кодексах или законах Кыргызской Республики, с учетом статьи 21 настоящего Закона;
- а также в случае, если в самом международном договоре предусмотрена его ратификация.
2. Равным образом ратификации Кыргызской Республикой подлежат межгосударственные и межправительственные международные договоры, о ратификации которых стороны условились в соответствии с нормами международного права.
3. Не подлежат ратификации Кыргызской Республикой:
- (утратил силу в соответствии с Законом КР от 9 июня 2015 года N 126)
- межпарламентские международные договоры;
- межведомственные международные договоры.
4. Заключаемые Кыргызской Республикой международные договоры, указанные в части 3 настоящей статьи, не должны содержать правовые нормы, в соответствии с которыми они подлежали бы ратификации Кыргызской Республикой. (В редакции Закона КР от 9 июня 2015 года N 126)
Статья 12. Предложения о ратификации международных договоров
1. Заинтересованные министерства, государственные комитеты и административные ведомства, а также иные соответствующие государственные органы Кыргызской Республики, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые межгосударственными и межправительственными международными договорами, за исключением государственных органов, указанных в части 4 статьи 6 настоящего Закона, вносят предложения о ратификации таких международных договоров в Правительство по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел.
2. Предложения о ратификации межгосударственных и межправительственных международных договоров после их одобрения Правительством вносятся им в Жогорку Кенеш в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
3. К предложениям о ратификации межгосударственных и межправительственных международных договоров должны быть приложены:
- заверенная уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел копия текста международного договора (заверенной копии, полученной от депозитариев многосторонних международных договоров).
- обоснование целесообразности его ратификации;
- соответствующие проекты нормативных правовых актов, необходимых для ратификации;
- иные документы, требуемые в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Заверенные уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел копии нот или писем — в случае, если международный договор заключается путем обмена нотами или письмами, образующими международный договор;
4. Предложения о ратификации межгосударственных и межправительственных международных договоров, до их внесения в Правительство, согласовываются компетентным государственным органом с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и административными ведомствами, а также с иными соответствующими государственными органами Кыргызской Республики по вопросам, входящим в их компетенцию. (В редакции Закона КР от 9 июня 2015 года N 126)
Статья 13. Решение о ратификации международных договоров
Решение о ратификации международных договоров принимается Жогорку Кенешем в форме закона (закона о ратификации), который в последующем подлежит подписанию Президентом в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Решение о ратификации международных договоров, устанавливающих или изменяющих государственную границу Кыргызской Республики, принимается Жогорку Кенешем в форме закона (закона о ратификации) после проведения не менее трех чтений большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
Статья 14. Ратификационная грамота
Если это предусмотрено положениями заключаемого Кыргызской Республикой международного договора, а также на основании соответствующей нормы последующего закона Кыргызской Республики о ратификации данного международного договора, уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел издается ратификационная грамота, которая подписывается Президентом и скрепляется его печатью, а в последующем — подписью и печатью руководителя уполномоченного государственного органа в сфере иностранных дел.
Статья 15. Обмен ратификационными грамотами, а также сдача ратификационных грамот на хранение
Если это предусмотрено положениями заключаемого Кыргызской Республикой международного договора, а также на основании соответствующей нормы последующего закона Кыргызской Республики о ратификации данного международного договора, производится обмен ратификационными грамотами, а также сдача ратификационных грамот на хранение депозитарию (депозитариям) уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел либо по его поручению — дипломатическим представительством или постоянным представительством Кыргызской Республики при международной организации.
Учет и регистрация ратификационных грамот производятся уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел.
Статья 16. Предложения о присоединении Кыргызской Республики к межгосударственным и межправительственным международным договорам
1. Предложения о присоединении Кыргызской Республики к межгосударственным и межправительственным международным договорам вносятся в Правительство заинтересованными министерствами, государственными комитетами и административными ведомствами, а также иными соответствующими государственными органами Кыргызской Республики, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими международными договорами, за исключением государственных органов, указанных в части 5 настоящей статьи.
2. Предложения о присоединении Кыргызской Республики к межгосударственным и межправительственным международным договорам, содержащим положения, указанные в части 1 статьи 11 настоящего Закона, после их одобрения Правительством вносятся им в Жогорку Кенеш в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
3. К предложениям о присоединении Кыргызской Республики к межгосударственным или межправительственным международным договорам при внесении в Правительство должны быть приложены:
- заверенная уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел копия международного договора (заверенной копии, полученной от депозитариев многосторонних международных договоров);
- обоснование целесообразности присоединения, механизм дальнейшей реализации международного договора;
- проекты соответствующих нормативных правовых актов, необходимых для присоединения;
- документ, удостоверяющий согласование с уполномоченным органом в сфере иностранных дел;
- оценка уполномоченного государственного органа в сфере юстиции на соответствие международного договора положениям нормативных правовых актов Кыргызской Республики;
- оценка уполномоченного государственного органа в сфере финансов о возможных финансовых последствиях присоединения к международному договору;
- оценка соответствующих министерств, государственных комитетов и административных ведомств Кыргызской Республики о возможных последствиях присоединения к международному договору;
- иные документы, требуемые в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
4. Предложения о присоединении Кыргызской Республики к межгосударственным и межправительственным международным договорам, до их внесения в Правительство, согласовываются компетентным государственным органом, за исключением государственных органов, указанных в части 5 настоящей статьи, с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и административными ведомствами, а также с иными соответствующими государственными органами Кыргызской Республики по вопросам, входящим в их компетенцию.
5. Жогорку Кенеш и органы судебной власти в лице Верховного суда могут рекомендовать:
- Президенту рассмотреть вопрос о присоединении Кыргызской Республики к межгосударственным международным договорам;
- Премьер-министру рассмотреть вопрос Правительством о присоединении Кыргызской Республики к межправительственным международным договорам или межгосударственным международным договорам по вопросам, входящим в компетенцию Правительства.
6. В случае согласия Президента или Премьер-министра с рекомендациями государственных органов Кыргызской Республики, указанных в части 5 настоящей статьи, Президент или Премьер-министр поручают разработку и согласование предложения о присоединении Кыргызской Республики к соответствующему международному договору в соответствии с частью 4 настоящей статьи, для последующего внесения в Правительство, министерству, государственному комитету, административному ведомству либо по предложению Президента или Премьер-министра вышеуказанные разработка и согласование возлагаются на иные соответствующие государственные органы Кыргызской Республики, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими международными договорами.
Статья 17. Присоединение Кыргызской Республики к межгосударственным и межправительственным международным договорам
Решение о присоединении Кыргызской Республики к международным договорам принимается:
- в отношении межгосударственных и межправительственных международных договоров, содержащих положения, указанные в части 1 статьи 11 настоящего Закона, — Жогорку Кенешем в форме закона (закона о присоединении), который в последующем подлежит подписанию Президентом в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
- в отношении иных межгосударственных и межправительственных международных договоров — Правительством посредством принятия нормативного правового акта.
Статья 17-1. Грамота о присоединении и сдача ее на хранение депозитарию
1. Если это предусмотрено положениями межгосударственного или межправительственного международного договора, к которому присоединяется Кыргызская Республика, а также на основании закона Кыргызской Республики либо постановления Правительства о присоединении к данному международному договору, уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел издается грамота о присоединении, которая подписывается Президентом и скрепляется его печатью, а в последующем — подписью и печатью руководителя уполномоченного государственного органа в сфере иностранных дел.
2. Если это предусмотрено положениями межгосударственного или межправительственного международного договора, к которому присоединяется Кыргызская Республика, а также на основании закона Кыргызской Республики либо постановления Правительства о присоединении к данному международному договору, производится сдача грамот о присоединении на хранение депозитарию (депозитариям) уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел либо по его поручению — дипломатическим представительством или постоянным представительством Кыргызской Республики при международной организации.
3. Учет и регистрация грамот о присоединении производятся уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел. (В редакции Закона КР от 9 июня 2015 года N 126)
Статья 18. Решение об утверждении международных договоров, не подлежащих ратификации
1. Решение об утверждении международных договоров принимается Правительством в форме постановления.
2. Утверждению подлежат:
- подписанные уполномоченными должностными лицами Кыргызской Республики межгосударственные и межправительственные международные договоры, не подлежащие ратификации, но предусматривающие выполнение внутригосударственных процедур либо предусматривающие их утверждение;
- подписанные уполномоченными должностными лицами Кыргызской Республики межведомственные международные договоры, предусматривающие выполнение внутригосударственных процедур либо их утверждение.
3. (Утратила силу в соответствии с Законом КР от 9 июня 2015 года N 126)
4. Предложения об утверждении международных договоров представляются в порядке, аналогичном тому, который установлен частями 1, 3 и 4 статьи 12 настоящего Закона. (В редакции Закона КР от 9 июня 2015 года N 126)
Статья 19. Рассмотрение вопроса о соответствии не вступившего в силу для Кыргызской Республики международного договора Конституции Конституционной палатой Верховного суда
Рассмотрение вопроса о соответствии не вступившего в силу для Кыргызской Республики международного договора Конституции осуществляется Конституционной палатой Верховного суда в соответствии с условиями конституционного Закона о Конституционной палате Верховного суда.
Статья 20. Предложения о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты Кыргызской Республики в связи с заключением международного договора Кыргызской Республики
В случаях необходимости устранения возникших противоречий между нормами международного договора Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики либо если в целях реализации международного договора необходимо принятие закона или иного нормативного правового акта, заинтересованные министерства, государственные комитеты и административные ведомства Кыргызской Республики в установленном порядке вносят необходимые проекты нормативных правовых актов в Правительство.
Статья 21. Особый порядок выражения согласия на обязательность для Кыргызской Республики международных договоров
Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции, решение о согласии на его обязательность для Кыргызской Республики возможно в форме закона только после внесения в установленном порядке соответствующих изменений в Конституцию.
Статья 22. Временное применение Кыргызской Республикой межгосударственного и межправительственного международных договоров
1. Межгосударственный и межправительственный международные договоры или их части, до их вступления в силу, могут применяться Кыргызской Республикой временно в соответствии с нормами международного права.
2. Решение о временном применении Кыргызской Республикой межгосударственного и межправительственного международных договоров или их частей принимается государственным должностным лицом или государственным органом, принявшим решение о подписании таких международных договоров.
3. Временно применяемые Кыргызской Республикой межгосударственный и межправительственный международные договоры (их части), до их вступления в силу, подлежат исполнению и соблюдению в том же порядке, что и международные договоры Кыргызской Республики.
Статья 23. Прекращение Кыргызской Республикой временного применения межгосударственных или межправительственных международных договоров
1. Кыргызская Республика прекращает временное применение межгосударственных и межправительственных международных договоров (их частей) если:
- Правительство принимает окончательное решение не утверждать временно применяемый межгосударственный или межправительственный международный договор, подлежащий утверждению в соответствии со статьей 18 настоящего Закона;
- Правительство принимает окончательное решение не вносить на ратификацию в Жогорку Кенеш межгосударственный или межправительственный международный договор, подлежащий ратификации в соответствии со статьей 11 настоящего Закона;
- Жогорку Кенеш принимает окончательное решение не ратифицировать внесенный Правительством на ратификацию временно применяемый межгосударственный или межправительственный международный договор.
2. В случае принятия государственными органами решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а также на основании соответствующих положений данных решений уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел или иной уполномоченный на то государственный орган Кыргызской Республики направляет соответствующее уведомление депозитарию или сторонам временно применяемого международного договора.
Статья 24. Вступление в силу и срок действия международных договоров
1. Международные договоры вступают в силу для Кыргызской Республики в порядке и сроки, предусмотренные в самих международных договорах, а также в соответствии с нормами международного права.
2. Порядок сообщения о вступлении в силу межгосударственных и межправительственных международных договоров Кыргызской Республики определяется Правительством.
Статья 25. Оговорки к международным договорам
1. При подписании, ратификации, утверждении многосторонних международных договоров или присоединении к международным договорам могут быть сделаны оговорки с соблюдением соответствующих норм международного права.
2. Оговорки, сделанные Кыргызской Республикой при подписании (установлении аутентичности текста международного договора) в отношении многосторонних международных договоров, подлежащих в последующем ратификации или утверждению Кыргызской Республикой, должны быть подтверждены Кыргызской Республикой соответственно при ратификации или утверждении посредством изложения в соответствующем нормативном правовом акте.
3. Оговорки могут быть сняты в любое время, в таком же порядке, в каком они были сделаны.
4. Принятие оговорок, сделанных другой стороной международного договора, осуществляется в соответствии с условиями самих международных договоров и нормами международного права.
Оговорки, сделанные другой стороной международного договора, считаются принятыми Кыргызской Республикой, если Кыргызская Республика в течение двенадцати месяцев не выразит возражения в отношении таких оговорок.
5. Возражения Кыргызской Республики к оговоркам, сделанным стороной международного договора, осуществляются в соответствии с условиями такого международного договора и нормами международного права.
Предложения о возражении Кыргызской Республикой к оговорке, сделанной другой стороной международного договора, вносятся и согласовываются в порядке, установленном соответствующими положениями частей 1, 3, 5 и 6 статьи 6 и частей 1 и 4 статьи 7 настоящего Закона.
6. Кыргызская Республика не применяет оговорки к двусторонним международным договорам.
Глава 3. Опубликование, регистрация и хранение международных договоров
Статья 26. Опубликование международных договоров Кыргызской Республики
1. Международные договоры Кыргызской Республики опубликовываются в порядке, определяемом Правительством.
2. Международные договоры Кыргызской Республики, аутентичные тексты которых составлены на иностранных языках, публикуются в переводе на государственном или официальном языках. Международные договоры могут публиковаться и на других языках.
Статья 27. Единая государственная система регистрации и учета международных договоров
Единая государственная система регистрации и учета международных договоров осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел в порядке, определяемом Правительством.
Статья 28. Регистрация международных договоров в международных организациях
Если положениями международного договора Кыргызской Республики либо иным способом, предусмотренным нормами международного права, на Кыргызскую Республику будет возложено обязательство зарегистрировать международный договор в международных организациях, такая регистрация осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел.
Кыргызская Республика также по собственной инициативе вправе зарегистрировать международный договор Кыргызской Республики в международных организациях.
Статья 29. Хранение подлинников (заверенных копий) международных договоров
1. Хранение подлинников заключенных Кыргызской Республикой межгосударственных или межправительственных международных договоров (заверенных копий, полученных от депозитариев многосторонних международных договоров), а также писем и нот (заверенных копий писем и нот), в случае если указанные международные договоры были заключены путем обмена писем или нот, осуществляется уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел.
2. Подлинники заключенных Кыргызской Республикой межгосударственных или межправительственных международных договоров (заверенные копии, полученные от депозитариев многосторонних международных договоров), а также письма (заверенные копии писем), в случае если указанные международные договоры были заключены путем обмена писем, сдаются на хранение в уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел в двухнедельный срок со дня их соответственно подписания (получения от депозитария заверенных копий) или заключения путем обмена писем.
Уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел со дня поступления подлинников межгосударственных или межправительственных международных договоров (заверенных копий, полученных от депозитариев многосторонних международных договоров), а также писем и нот (заверенных копий писем и нот), в случае если указанные международные договоры были заключены путем обмена писем или нот, в течение месяца заверяет и направляет их копии соответствующим заинтересованным государственным органам Кыргызской Республики.
3. Подлинники (заверенные копии) заключаемых Кыргызской Республикой межведомственных международных договоров хранятся в архивах соответствующих государственных органов.
Соответствующие государственные органы со дня подписания межведомственных международных договоров (получения заверенных копий от депозитария межведомственных многосторонних международных договоров) или их заключения путем обмена писем в течение двух недель заверяют и направляют их копии в уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел.
Статья 30. Осуществление функций депозитария
1. Уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел осуществляет функции депозитария заключенных Кыргызской Республикой многосторонних межгосударственных и межправительственных международных договоров, если в соответствии с положениями этих международных договоров такие функции возложены на Кыргызскую Республику.
2. Переписка с иностранными государствами (их органами), международными организациями (их органами) или их главными исполнительными должностными лицами, выполняющими функции депозитария многосторонних международных договоров, осуществляется только уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел.
3. Уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел информирует Жогорку Кенеш о вступивших в силу межгосударственных и межправительственных международных договорах, а также о приостановлении их действия либо денонсации таких договоров.
Глава 4. Соблюдение и исполнение международных договоров
Статья 31. Соблюдение международных договоров Кыргызской Республики
1. Международные договоры Кыргызской Республики подлежат неукоснительному соблюдению Кыргызской Республикой в соответствии с нормами международного права и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
2. Кыргызская Республика до вступления для нее в силу подписанного ею международного договора воздерживается с учетом соответствующих норм международного права от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.
Статья 32. Исполнение обязательств по международным договорам Кыргызской Республики
1. Международный договор подлежит обязательному исполнению Кыргызской Республикой с момента вступления в силу для Кыргызской Республики.
2. Правительство разрабатывает и реализует меры по исполнению международных договоров Кыргызской Республики и определяет министерства, государственные комитеты, административные ведомства и должностных лиц, на которые возлагается ответственность за исполнение обязательств по международным договорам Кыргызской Республики.
3. По предложению Правительства ответственность за исполнение обязательств по международным договорам Кыргызской Республики возлагается на иные соответствующие государственные органы Кыргызской Республики, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими международными договорами.
4. Министерства, государственные комитеты и административные ведомства, иные соответствующие государственные органы Кыргызской Республики, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами Кыргызской Республики, обеспечивают исполнение обязательств, принятых по таким международным договорам со стороны Кыргызской Республики, реализуют принадлежащие Кыргызской Республике права, вытекающие из данных международных договоров, а также наблюдают за соблюдением и исполнением другими сторонами указанных международных договоров их обязательств.
5. Правительство осуществляет контроль за исполнением обязательств по международным договорам Кыргызской Республики.
Статья 33. Толкование международных договоров и нормативных правовых актов Кыргызской Республики, посредством которых выражается согласие на обязательность для Кыргызской Республики международных договоров
Толкование заключенных Кыргызской Республикой международных договоров осуществляется в соответствии с нормами международного права.
Государственный орган, принявший нормативный правовой акт, посредством которого было выражено согласие на обязательность для Кыргызской Республики международного договора, может осуществлять официальное толкование (разъяснение) самого нормативного правового акта без толкования международных договоров, в отношении которых было выражено указанное согласие.
Статья 34. Общее наблюдение за соблюдением и исполнением международных договоров Кыргызской Республики
В целях общего наблюдения за соблюдением и исполнением международных договоров Кыргызской Республики уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел вправе запрашивать от министерств, государственных комитетов и административных ведомств, а также иных соответствующих государственных органов Кыргызской Республики, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими международными договорами, информацию о ходе соблюдения и исполнения таких международных договоров.
Статья 35. Меры, принимаемые в случае нарушения международного договора Кыргызской Республики другими его участниками
В случае нарушения обязательств по международному договору Кыргызской Республики другими его участниками уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел или другие заинтересованные министерства, государственные комитеты, административные ведомства и иные соответствующие государственные органы Кыргызской Республики по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел представляют Правительству предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями самого договора.
Глава 5. Недействительность, приостановление действия и денонсация (прекращение, выход из) международных договоров Кыргызской Республики
Статья 36. Недействительность международных договоров, заключенных Кыргызской Республикой
1. Международный договор, заключенный Кыргызской Республикой, может быть признан недействительным в соответствии с нормами международного права.
2. Если имеются основания, предусмотренные нормами международного права, для признания международного договора, заключенного Кыргызской Республикой, недействительным, уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел или другие заинтересованные министерства, государственные комитеты и административные ведомства, а также иные соответствующие государственные органы Кыргызской Республики согласно их компетенции по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел представляют обоснование недействительности таких международных договоров с предложением об оспаривании их действительности согласно нормам международного права:
- Президенту, по согласованию с Премьер-министром, — в отношении межгосударственных международных договоров;
- Правительству — в отношении межправительственных или межгосударственных международных договоров по вопросам, которые входят в компетенцию Правительства, а также межведомственных международных договоров.
Статья 37. Приостановление действия или денонсация (прекращение, выход из) международного договора Кыргызской Республики
Приостановление или денонсация (прекращение, выход из) международного договора Кыргызской Республики возможны в соответствии с нормами международного права.
Статья 38. Предложения о приостановлении действия или денонсации (прекращении, выходе из) международного договора Кыргызской Республики
1. Предложения о приостановлении действия или денонсации (прекращении, выходе из) международного договора Кыргызской Республики, с учетом статьи 39 настоящего Закона, вносятся Правительству заинтересованными министерствами, государственными комитетами и административными ведомствами, а также иными соответствующими государственными органами Кыргызской Республики, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими международными договорами, за исключением государственных органов, указанных в части 5 настоящей статьи.
2. Предложения о приостановлении действия или денонсации (прекращении, выходе из) международного договора Кыргызской Республики, содержащего положения, указанные в части 1 статьи 11 настоящего Закона, после их одобрения Правительством вносятся им в Жогорку Кенеш в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
3. К предложениям о приостановлении действия или денонсации (прекращении, выходе из) международного договора Кыргызской Республики при внесении в Правительство должны быть приложены:
- заверенная уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел копия международного договора (заверенной копии, полученной от депозитариев многосторонних международных договоров).
Заверенные уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел копии нот или писем — в случае, если международный договор заключался путем обмена нотами или письмами, образующими международный договор; - обоснование целесообразности приостановления действия или денонсации (прекращения, выходе из) международного договора Кыргызской Республики;
- проекты соответствующих нормативных правовых актов, необходимых для приостановления действия или денонсации (прекращения, выхода из) международного договора Кыргызской Республики;
- документ, удостоверяющий согласование с уполномоченным государственным органом в сфере иностранных дел;
- заключение уполномоченного государственного органа в сфере юстиции на необходимость изменения, дополнения, приостановления действия, признания утратившими силу или принятия нормативных правовых актов Кыргызской Республики в связи с приостановлением действия или денонсацией (прекращением, выходом из) международного договора Кыргызской Республики;
- оценка уполномоченного государственного органа в сфере финансов о возможных финансовых последствиях приостановления действия или денонсации (прекращения, выхода из) международного договора Кыргызской Республики;
- оценка заинтересованных министерств, государственных комитетов и административных ведомств, а также иных соответствующих государственных органов Кыргызской Республики по вопросам, входящим в их компетенцию, о возможных последствиях приостановления действия или денонсации (прекращения, выхода из) международного договора Кыргызской Республики;
- иные документы, требуемые в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
4. Предложения о приостановлении действия или денонсации (прекращении, выходе из) международного договора Кыргызской Республики, до их внесения в Правительство, согласовываются компетентным государственным органом с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и административными ведомствами, а также с иными соответствующими государственными органами Кыргызской Республики по вопросам, входящим в их компетенцию, за исключением государственных органов, указанных в части 5 настоящей статьи.
5. Жогорку Кенеш и органы судебной власти в лице Верховного суда могут рекомендовать:
- Президенту рассмотреть вопрос о приостановлении действия или денонсации (прекращении, выходе из) межгосударственных международных договоров Кыргызской Республики;
- Премьер-министру рассмотреть вопрос о приостановлении действия или денонсации (прекращении, выходе из) Правительством межправительственных международных договоров или межгосударственных международных договоров по вопросам, входящим в компетенцию Правительства.
6. В случае согласия Президента или Премьер-министра с рекомендациями государственных органов Кыргызской Республики, указанных в части 5 настоящей статьи, Президент или Премьер-министр поручают разработку и согласование предложения о приостановлении действия или денонсации (прекращении, выходе из) международного договора Кыргызской Республики в соответствии с частью 4 настоящей статьи, для последующего внесения в Правительство, министерству, государственному комитету, административному ведомству либо по предложению Президента или Премьер-министра вышеуказанные разработка и согласование возлагаются на иные соответствующие государственные органы Кыргызской Республики, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими международными договорами. (В редакции Закона КР от 9 июня 2015 года N 126)
Статья 39. Решение о приостановлении действия или денонсации (прекращении, выходе из) международного договора Кыргызской Республики
Решение о приостановлении действия или денонсации (прекращении, выходе из) международного договора Кыргызской Республики принимается:
- Правительством — в отношении международных договоров Кыргызской Республики, согласие на обязательность которых было выражено соответственно Президентом или Правительством, — путем издания соответствующего нормативного правового акта;
- Жогорку Кенешем — в отношении международных договоров Кыргызской Республики, согласие на обязательность которых было выражено Жогорку Кенешем, — путем принятия соответствующего закона, подлежащего подписанию Президентом в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Статья 40. Уведомление о приостановлении действия или денонсации (прекращении, выходе из) международного договора Кыргызской Республики
1. В случае принятия государственными органами решений, указанных в статье 39 настоящего Закона, а также на основании соответствующих положений данных решений уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел или иной уполномоченный на то государственный орган Кыргызской Республики направляет соответствующее уведомление депозитарию или другим сторонам международного договора.
2. Порядок сообщения о приостановлении действия или денонсации (прекращении, выходе из) международных договоров Кыргызской Республики определяется Правительством.
Статья 41. Последствия приостановления и прекращения действия международного договора
1. Приостановление действия международного договора, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Кыргызскую Республику от обязательства выполнять положения договора в течение периода приостановления договора в своих отношениях с теми его участниками, с которыми приостанавливается действие договора, и не влияет в остальном на установленные договором правовые отношения Кыргызской Республики с другими его участниками.
2. В период приостановления действия международного договора государственные органы Кыргызской Республики воздерживаются от действий, которые могли бы помешать возобновлению действия международного договора.
3. Прекращение действия международного договора, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Кыргызскую Республику от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Кыргызской Республики, возникшие в результате выполнения договора до прекращения его действия.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Опубликован в газете «Эркин Тоо» от 9 мая 2014 года № 35
2. Признать утратившими силу:
Закон Кыргызской Республики «О международных договорах Кыргызской Республики» от 21 июля 1999 года за № 89 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2000 г., № 1, ст.14);
Закон Кыргызской Республики «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О международных договорах Кыргызской Республики» от 27 июня 2002 года за № 110 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2002 г., № 8, ст.375);
Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О международных договорах Кыргызской Республики» от 5 декабря 2006 года за № 197 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2006 г., № 11, ст.965);
Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О международных договорах Кыргызской Республики» от 28 апреля 2007 года за № 64 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2007 г., № 4, ст.367);
статью 1 Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 21 июля 2011 года за № 115 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2011 г., № 7, ст.1018).
Президент Кыргызской Республики | А.Атамбаев | |
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики | 9 апреля 2014 года |
- Подробности
- Автор: admin
- Просмотров : 3392