Электронная приемная

+996 (312) 39-23-66;

г.Бишкек, просп. Чуй 265а

Электронная почта
Концепция инвестиционно-инновационного развития

КОНЦЕПЦИЯ
инвестиционно-инновационного развития
Национальной академии наук Кыргызской Республики
на период 2018-2022 гг.

  1. I. Введение
  2. 1.1. Концепция является программой целевого инвестиционно-инновационного развития НАН на период 2018-2022 гг., в которой изложены:
    • основные идеи по оптимизации инвестиционно-инновационного процесса;
    • основные механизмы реализации инвестиционно-инновационных циклов;
    • основные проблемы совершенствования инвестиционно-инновационной инфраструктуры и пути их разрешения.
  3. II. Общие положения.
  4. 2.1. В сложившихся условиях наиболее целесообразным вектором НАН является ее инвестиционно-инновационное развитие, предполагающее налаживание экономического цикла:
    • максимум использования инвестиций для добычи новых знаний и технологий;
    • максимум использования новых знаний и технологий для создания нового научного продукта;
    • максимум использования нового научного продукта для реализации в производстве;
    • максимум реинвестиций полученных средств в процесс добычи еще более новых знаний и технологий.
  5. 2.2. Инвестиционно-инновационная деятельность НАН КР развивается на принципах обеспечения приоритета науки, роста производства, экономики и общественного развития страны, а ее базовые принципы согласуются с основными положениями законодательства КР.
  6. 2.3.Предпосылки и база соответствует требованиям инвестиционно-инновационного развития НАН:
    • есть налаженная система фундаментальной науки, ориентированная на добычу нового знания и разработки новых технологий;
    • есть признанные научные школы, имеющие опыт активной инвестиционно-инновационной деятельности,
    • есть опыт концентрации усилий на решение комплексных, инновационных научно-технических и технологических проблем государственного масштаба;
    • есть совокупность НИУ, имеющие достаточно высокий научно-инновационный потенциал;
    • есть совокупная опытно-экспериментальная база с опытом подготовки научных работников высшей квалификации;
    • есть реальный научно-технический задел в виде готовых научно-технических разработок и технологии для внедрения в различные отрасли народного хозяйства.
  7. III. Цель и задачи
  8. 3.1. Добиться в НИУ полного инвестиционно-инновационного цикла, предполагающего последовательность соответствующих действий, содержащая:
    • обеспечение инвестиций, маркетинга, реализацию проекта-госзаказа «под ключ»;
    • реализацию научного продукта в виде товаров и услуг с целью реинвестиции в процесс добычи новых знаний.
  9. 3.2.В конечном итоге, НАН должна позиционировать себя в стране в качестве:
    • высшего государственного научного учреждения, ответственного за сектор фундаментальной науки;
    • государственного учреждения по реализации полного инвестиционно-инновационного цикла.
  10. 3.3. Задачей НАН в ракурсе инвестиционно-инновационного развития является:
    • наладить оптимальный инвестиционно-инновационный процесс всех НИУ (процесса, объединяющий в едином цикле и под единым управлением инвестиционную и инновационную деятельность);
    • создать инвестиционно-инновационной инфраструктуры в НИУ (комплекса взаимосвязанных структур, обслуживающих реализацию инвестиционно-инновационного процесса);
    • организовать сетевую инвестиционно-инновационную инфраструктуру на базе НИУ и ассоциированных членов НАН.
  11. 3.4. НАН при поддержке государства предполагает:
    • обеспечение дальнейшего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок на основе активного привлечения инвестиций, а также создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций отечественным производством;
    • совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инвестиционно-инновационной деятельности, адаптация научной и инновационной структур к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала;
    • совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий, поддержка научных исследований и экспериментальных разработок в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники с учетом общегосударственных задач и мировых тенденций.
  12. IV. Исходный принцип и целевая политика.
  13. 4.1. Принцип целесообразности — сконцентрироваться на решении приоритетных направлений:
    • экология и рациональное природопользование (водные проблемы и энергетические ресурсы);
    • новые материалы и химическая технология;
    • информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;
    • освоение минеральных ресурсов горных территорий;
    • решение проблем жизнедеятельности населения республики.
  14. 4.2. Инвестиционно-инновационная политика НАН исходит из необходимости:
    • инвестиционной поддержки фундаментальных и прикладных исследований НИУ, способных обеспечить технологические прорывы и формирование технологических укладов;
    • выработки механизмов оптимизации научно-инновационной деятельности в сфере приоритетных направлений развития науки и технологий государственного значения.
  15. 4.3. Основные положения инвестиционно-инновационная политика НАН:
    • совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инвестиционно-инновационного процесса, включая организацию взаимодействия НИУ НАН с другими НИУ, вузами, производственными предприятиями, бизнес-сообществом;
    • стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития технозон, технопарков, лизинг-центров, кредитных союзов, венчурного инвестирования в проекты, создания попечительского и инновационного фондов;
    • создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры, сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности (технозоны, технопарки, техноцентры);
    • содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных центров научно-технических услуг (центров инжиниринга, трансфера технологий).
  16. 4.4. Реализация политики инвестиционно-инновационной деятельности НАН предусматривает принятие мер:
    • по созданию системы учета информации о результатах научных исследований и технологических разработок, полученных НИУ, обеспечение доступа к этой информации;
    • по стимулированию создания, правовой охраны, защиты и использования результатов научно-инновационной деятельности НИУ;
    • по регулированию механизмов передачи организациям-разработчикам, инвесторам либо иным субъектам прав на результаты научно-инновационной деятельности НИУ для введения их в производственный оборот;
    • по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-инновационной деятельности НИУ, регулирование порядка учета, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности;
    • по формированию рынка интеллектуальной собственности, совершенствование патентной и лицензионной деятельности, а также регламентации проведения стоимостной оценки научных продуктов.
  17. 4.5. Основными мерами сохранения и развития кадрового потенциала являются:
    • создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий;
    • обеспечение взаимосвязи подготовки научных кадров высшей квалификации с учетом потребностей в деле реализации приоритетных направлений развития науки и технологий, важнейших научно-инновационных проектов государственного значения;
  18. 4.6. Основными задачами НАН в области интеграции науки и образования являются:
    • создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур, инновационных научно-учебно-производственных центров для консолидации интеллектуальных усилий и ресурсов;
    • развитие современных информационно-телекоммуникационных и иных наукоемких технологий, а также внедрение их в научно-инновационную деятельность и учебный процесс;
    • совместное использование научной, опытно-экспериментальной и приборной базы академического, вузовского и отраслевого секторов науки в исследовательском и учебном процессах.
  19. 4.7. Задачи НАН в области развития международного сотрудничества:
    • инициирование нормативно-правового законодательства, стимулирующего приток иностранных инвестиций в отечественную научно-инновационную сферу, а также содействие процессу приведения законодательства КР в соответствие с нормами международного права;
    • инициирование процессов совершенствования систем экспортного и таможенного контроля, порядка передачи результатов научно-инновационной деятельности, включая технологии двойного назначения;
    • развитие научных и научно-технических связей с государствами-участниками СНГ, создание единого научно-технического и информационного пространства в рамках ЦА и СНГ.
  20. 4.7. Основные меры по инвестиционно-инновационной деятельности:
    • целевое выделение бюджетных средств для реализации научного сопровождения важнейших научно-инновационных проектов государственного значения, концентрация бюджетных ресурсов на выполнение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;
    • стимулирование развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса, стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту;
    • изменение системы оплаты труда работников бюджетных научных учреждений, включая предоставление права директорам НИУ устанавливать работникам, внесшим значительный вклад в развитие науки, разработку и освоение наукоемких технологий и техники, должностные оклады без ограничения их максимального размера;
    • пересмотр системы академического премирования, включая существенное увеличение размера премий за выдающиеся достижения в области науки и техники;
    • поддержка проектов и программ с участием научных школ, молодых ученых и студентов, а также осуществление персональной поддержки ученых-ветеранов, внесших выдающийся вклад в развитие приоритетных научных направлений;
    • использование в установленном порядке части основных фондов научных организаций, высвобождаемых в процессе реструктуризации научно-технического комплекса, для поддержки малого научного и инновационного предпринимательства, создания научно-инновационной инфраструктуры;
    • совершенствование системы аккредитации НИУ, их аттестация и сертификация с учетом международных стандартов качества и требований инвестиционно-инновационной деятельности;
  21. V. Траектория деятельности Президиума НАН в деле инвестиционно-инновационного развития НАН.
  22. 5.1. Наладить в НАН ежегодные (2018-2022 гг.) инвестиционно-инновационные циклы (№№1-5) с ежегодным реальным цикловым результатом.
  23. 5.2. Инвестиционно-инновационный цикл включает, ежегодное проведение форумов, направленных на анализ ситуации и системно-последовательного наращивания инвестиционно-инновационной деятельности НАН:
    • Академический Инвестиционный Форум (АкадемИнвестФорум);
    • Академический Инновационный Форум (АкадемИнновацФорум)
  24. 5.3. АкадемИнвестФорум (I-V) – традиционная ежегодная деловая академическая платформа для презентации и обсуждения:
    • научно-инвестиционного потенциала НАН;
    • опыта инвестиционной поддержки научных исследований;
    • постановки проблем привлечения инвестиции и поиск путей их разрешения.
  25. 5.4. АкадемИнновацФорум (I-V) – традиционная ежегодная академическая платформа для презентации и обсуждения:
    • научно-инновационного потенциала НАН;
    • опыта развития инновационной инфраструктуры, принципов и подходов научно-инновационного развития;
    • постановки проблем научно-инновационного развития и их обсуждение.
  26. 5.5. По завершению I-II инвестиционно-инновационного циклов (2018, 2019 гг.) проводить «Академические инвестиционно-инновационные инициативы» (2019 г.), имеющий статус международной научно-практической конференции, для подведения промежуточных итогов инвестиционно-инновационного развития НАН.
  27. 5.6. По завершению III-IV инвестиционно-инновационного циклов (2020, 2021 гг.) проводить «Академические инвестиционно-инновационные инициативы» (2021 г.), имеющий статус международной научно-практической конференции, для подведения промежуточных итогов инвестиционно-инновационного развития НАН.
  28. 5.7. По завершению всех (I-V) инвестиционно-инновационного циклов (2018-2022 гг.) проведение (2022 г.) «II Съезд ученых Кыргызстана» (совместно с Ассоциацией ученых Кыргызстана и НАК) для подведения итогов инвестиционно-инновационного развития НАН в период 2018-2022 гг.
  29. VI. Формализованные итоги инвестиционно-инновационного развития НАН в период 2018-2022 гг.
  30. 6.1. Цикловые итоги инвестиционного развития:
    • учреждение попечительского совета и Фонда НАН (2018 г.), как итог 1-го инвестиционно-инновационного цикла и I АкадемИнвестФорума;
    • учреждение «Лизинг-центра» НАН (2019 г.), как итог 2-го инвестиционно-инновационного цикла и II АкадемИнвестФорума;
    • учреждение «Кредитного союза» НАН (2020 г.), как итог 3-го инвестиционно-инновационного цикла и III АкадемИнвестФорума;
    • учреждение «Страховой компании» НАН (2021 г.), как итог 4-го инвестиционно-инновационного цикла и IV АкадемИнвестФорума;
    • учреждение «Страхового фонда» НАН (2022 г.), как итог 5-го инвестиционно-инновационного цикла V АкадемИнвестФорума.
  31. 6.2. Цикловые итоги инновационного развития:
    • учреждение научно-инновационной зоны «Наука-Север» и Технопарка НАН (2018 г.), как итог 1-го инвестиционно-инновационного цикла и I АкадемИнновацФорума;
    • учреждение «Хаба Цифрового Шелкового Пути» НАН (2019 г.), как итог 2-го инвестиционно-инновационного цикла и II АкадемИнновацФорума;
    • учреждение научно-инновационной зоны «Наука-Юг» и Техноцентра ЮО НАН (2020 г.), как итог 3-го инвестиционно-инновационного цикла и III АкадемИнновацФорума;
    • учреждение «Инновационного фонда» НАН (2021 г.), как итог 4-го инвестиционно-инновационного цикла и IV АкадемИнновацФорума;
    • учреждение «Венчурного фонда» НАН (2022 г.), как итог 5-го инвестиционно-инновационного цикла и V АкадемИнновацФорума.
  32. V. Параллельные мероприятия академического уровня:
    • создание «Национального Академического Консорциума» («НАК») с проведением организационного Пленума (2018 г.).
    • создание «Горного Комитета» при Президиуме НАН с разработкой «Комплексной программы горного развития» (2018 г.).
    • организация и проведение «Совещания руководителей государственных академий наук и научных организаций стран-участниц СНГ» с участием МААН (2019 г.).
    • организация и проведение «Горного Форума» с принятием «Бишкекского меморандума» (2020 г.).
    • создание Горного Фонда (2021 г.).
    • проведение I-Пленума Национального Академического Консорциума (2022 г.).
  33. VI. Заключение
  34. 6.1. После 2022 г. НАН, в качестве государственного инвестиционно-инновационного комплекса должна обеспечить:
    • дальнейшее развитие научно-технического сектора как неотъемлемой части социально-экономического, оборонного и культурного потенциала республики;
    • системную реализацию мероприятий по повышению эффективности его использования в интересах освоения внутреннего и мирового рынка высокотехнологической продукции.
  35. 6.2.Повышение инвестиционно-инновационной эффективности НАН предусматривает оптимизацию:
    • через создание межотраслевых институтов и лаборатории;
    • через создание временных и проблемных исследовательских групп специального назначения;
    • через создание центров коллективного пользования научно-техническим оборудованием;
    • через создание центров менеджмента и трансфера знаний, предназначенных для обучения и подготовки специалистов;
    • через модернизации структуры управления;
    • через укрупнения научных подразделений путем слияния профильных НИУ;
    • через интеграцию малоэффективных НИУ с эффективно функционирующими НИУ;
    • через слияние финансового, материально-технического и научного потенциала НИУ.

Экс-президент Национальной академии наук КР, академик Шарипа Жоробекова: Указ президента КР о мерах по повышению вклада науки в устойчивое развитие страны вышел в феврале, уже должны были разработать «дорожную карту» по оптимизации научной отрасли, но пока особых мер нет.

Президентское решение должно выполняться, Академию наук и подход к науке в стране действительно надо модернизировать и менять, вузовскую науку надо интегрировать с академической и повышать их научную отдачу, главное – провести эти преобразования так, чтобы они принесли пользу не только Академии, но и государству и обществу. Никакое государство не может быть серьёзным без фундаментальной науки, а для этого нужно соответствующее финансирование…

128
Ученых
24
Открытий
19
Патентов