Электронная приемная

+996 (312) 39-23-66;

г.Бишкек, просп. Чуй 265а

Электронная почта
О науке и об основах государственной научно-технической политики

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 16 июня 2017 года № 103

О науке и об основах государственной научно-технической политики

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является установление основных правовых, экономических и социальных условий и гарантий, обеспечивающих функционирование науки и научно-технической деятельности в Кыргызской Республике.

2. Настоящий Закон определяет:

  1. роль государства в развитии науки и техники, использовании научно-технических результатов для обеспечения социально-экономического благополучия населения республики, преобразования общественного производства и удовлетворения потребностей общества;
  2. основные цели, направления и принципы государственной научно-технической политики;
  3. формы и методы государственного регулирования в научно-технической сфере;
  4. экономические и правовые гарантии развития научно-технической деятельности;
  5. правовые основы деятельности научных работников и научных организаций.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе основные понятия используются в следующем значении:

  1. грант — безвозмездная субсидия юридическим и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ и на другие цели с последующим отчетом об их использовании;
  2. государственный заказ — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета Кыргызской Республики;
  3. государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики Кыргызской Республики, которая определяет основные цели, направления, принципы, формы и методы деятельности государства в сфере науки, техники и инноваций;
  4. инновация — новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, непосредственно способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок;
  5. инновационная деятельность — вид деятельности, связанной с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям;
  6. интеллектуальная собственность — охраняемые законом права на результаты интеллектуальной деятельности в научной, промышленной, литературной и художественной областях;
  7. научная и научно-техническая деятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы;
  8. научные и научно-технические организации — юридические лица, которые проводят научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские и другие научно-технические работы;
  9. научный и научно-технический работник — лицо с высшим образованием или соответствующей подготовкой в форме магистратуры, аспирантуры, соискательства, докторантуры, профессионально занимающееся научной и научно-технической деятельностью;
  10. прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
  11. технопарк (технологический парк) — юридическое лицо, созданное с целью эффективной поддержки деятельности для коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и высоких технологий и выпуска их на рынок;
  12. технополис — научно-технический комплекс, состоящий из исследовательских лабораторий, венчурных, внедренческих, крупных промышленных, посреднических и других компаний, занимающихся разработкой, внедрением и производством современной продукции;
  13. фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.

Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики о науке и об основах государственной научно-технической политики

Законодательство Кыргызской Республики о науке и об основах государственной научно-технической политики состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных законов и нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

Статья 4. Основные цели и направления государственной научно-технической политики

Целями государственной научно-технической политики являются:

  1. повышение эффективности отдачи и роли науки в решении социально-экономических, культурных и иных проблем;
  2. оптимизация научных и научно-технических организаций, развитие научного и научно-технического потенциала;
  3. создание необходимых условий для развития и функционирования научных и научно-технических организаций;
  4. обеспечение стабильности социальных гарантий научных и научно-технических работников;
  5. повышение роли науки и техники, развитие свободы научного творчества, активизация научной и научно-технической деятельности.

Глава 2. Государственное регулирование науки

Статья 5. Основные принципы государственной научно-технической политики

Государственная научно-техническая политика основывается на принципах:

  1. тесной взаимосвязи научно-технического прогресса с экономическим, социальным и духовным развитием общества;
  2. открытости управления системой науки;
  3. обеспечения экологической безопасности;
  4. приоритетности научно-исследовательских работ;
  5. обеспечения равных условий защиты прав интеллектуальной собственности;
  6. мотивации и стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, технического творчества через систему экономических и иных льгот;
  7. равноправия всех форм организации научной и научно-технической деятельности;
  8. единства и интеграции научного, образовательного и производственного потенциала;
  9. участия субъектов научной и научно-технической деятельности в формировании и реализации государственной научно-технической политики;
  10. максимального использования возможностей мировой науки и международного научно-технического сотрудничества для обеспечения научно-технического прогресса;
  11. свободы распространения научно-технической информации и пропаганды научно-технических достижений.

Статья 6. Полномочия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в области государственной научно-технической политики

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики по представлению Правительства Кыргызской Республики утверждает отчет об исполнении бюджетного финансирования научных исследований и долю затрат на развитие науки и техники от общего объема национального дохода на очередной период.

Статья 7. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в области государственной научно-технической политики

Правительство Кыргызской Республики:

  1. утверждает приоритетные направления развития науки, техники, технологий и инноваций;
  2. создает или упраздняет государственные научные и научно-технические организации, в том числе совместные с другими государствами и иностранными организациями, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика;
  3. принимает меры по привлечению инвестиций в развитие науки;
  4. осуществляет мониторинг и оценку исполнения научных исследований;
  5. создает организационные и правовые механизмы, стимулирующие деятельность научных и научно-технических организаций;
  6. заключает межправительственные соглашения, договоры о сотрудничестве в научно-технической сфере, координирует деятельность научных и научно-технических организаций в сфере международного научно-технического сотрудничества;
  7. обеспечивает социально-экономические, организационные, правовые условия для формирования и эффективного использования научно-технического потенциала;
  8. создает современную инфраструктуру науки, координирует подготовку научных и научно-технических кадров, обеспечивает их правовую и социальную защиту, интеграцию науки, образования и производства;
  9. финансирует научные исследования, научно-технические программы, а также контролирует целевое использование выделенных средств;
  10. обеспечивает концентрацию ресурсов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и инноваций;
  11. создает рынок научно-технической продукции и содействует внедрению достижений науки и техники в производственную и социальную сферы;
  12. организует статистическое и информационное обеспечение в научно-технической сфере.

Статья 8. Совет по науке, инновациям и новым технологиям при Премьер-министре Кыргызской Республики

1. Совет по науке, инновациям и новым технологиям при Премьер-министре Кыргызской Республики является совещательным органом, образуемым Правительством Кыргызской Республики в целях обеспечения взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и научно-технических организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием науки, а также выработки предложений Правительству Кыргызской Республики по актуальным вопросам государственной политики в области научно-технического развития.

2. Порядок формирования и деятельности Совета по науке, инновациям и новым технологиям при Премьер-министре Кыргызской Республики определяется Положением о Совете по науке, инновациям и новым технологиям при Премьер-министре Кыргызской Республики, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики.

Глава 3. Система науки, научные и научно-технические организации

Статья 9. Система науки

1. Система науки включает:

  1. Правительство Кыргызской Республики;
  2. уполномоченный государственный орган в сфере науки;
  3. государственные и негосударственные научные и научно-технические организации;
  4. Высшую аттестационную комиссию Кыргызской Республики;
  5. научных работников.

2. К научным и научно-техническим организациям относятся Национальная академия наук Кыргызской Республики, научные подразделения высших учебных заведений, отраслевые и межотраслевые научно-исследовательские организации, научные центры и технопарки, технополисы, научно-производственные объединения, опытные станции, научные базы, станции и лаборатории.

3. В Кыргызской Республике могут действовать как государственные, так и негосударственные научные и научно-технические организации, а также совместные организации на основе государственно-частного партнерства.

Статья 10. Правовое положение научных и научно-технических организаций

1. Научные и научно-технические организации осуществляют научную и научно-техническую деятельность, соответствующую целям и задачам, предусмотренным уставом данной организации, и не противоречащую законодательству Кыргызской Республики.

2. Научные и научно-технические организации имеют право:

  1. определять основные направления своей научной и научно-технической деятельности;
  2. участвовать в конкурсах на финансирование научных исследований;
  3. развивать прямые связи с другими научными и иными организациями;
  4. в установленном порядке вступать в объединения, создавать филиалы;
  5. издавать научные труды, периодические и серийные издания, формировать научно-технические базы данных, проводить конференции и другие научные мероприятия;
  6. повышать квалификацию научных работников, осуществлять подготовку специалистов через аспирантуру, докторантуру;
  7. участвовать в установленном порядке в создании советов по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий;
  8. принимать участие в межгосударственных и международных научно-исследовательских программах в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Научные и научно-технические организации имеют иные права, предусмотренные их учредительными документами.

3. Государство предоставляет государственным научным и научно-техническим организациям в безвозмездное пользование основные, оборотные фонды и государственное имущество, используемые для деятельности, предусмотренной их учредительными документами.

4. Государственным научным и научно-техническим организациям могут предоставляться в безвозмездное пользование участки земель для организации научных, испытательных полигонов (геоэкологические, физические, химические) в соответствии с земельным законодательством Кыргызской Республики.

5. За сохранность и целевое использование переданного государственного имущества ответственность несет руководство государственной научной и научно-технической организации.

6. Государственные научные и научно-технические организации создают отраслевые территориальные отделения, научно-исследовательские организации, учебно-научные инженерные и инновационные центры, технопарки, научно-учебные лечебные комплексы в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Статья 11. Порядок создания, реорганизации и ликвидации научных и научно-технических организаций

1. Создание, реорганизация и ликвидация государственных научных и научно-технических организаций осуществляются решением Правительства Кыргызской Республики.

Создание, реорганизация и ликвидация негосударственных научных и научно-технических организаций осуществляются решением их учредителя (учредителей).

2. Научные и научно-технические организации независимо от форм собственности подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области регистрации юридических лиц.

Статья 12. Руководство научной и научно-технической организацией

1. Порядок назначения и освобождения руководителей государственных научных и научно-технических организаций определяется Правительством Кыргызской Республики.

2. Порядок назначения и освобождения руководителей негосударственных научных организаций определяется их учредительными документами.

3. Порядок избрания и освобождения президента Национальной академии наук Кыргызской Республики определяется Законом Кыргызской Республики «О Национальной академии наук Кыргызской Республики».

Глава 4. Субъекты научной и научно-технической деятельности

Статья 13. Научные и научно-технические работники и организации

Субъектами научной и научно-технической деятельности являются научные и научно-технические работники и организации, а также физические и юридические лица, принимающие участие в процессе научных исследований, разработки и внедрения научной и научно-технической продукции и технологий.

Статья 14. Правовое положение научных и научно-технических работников

1. Научные и научно-технические работники имеют право на:

  1. финансирование работ и проектов, предоставляемое им государственными, общественными или иными организациями по результатам конкурсного отбора;
  2. признание их авторства на полученные ими научные или технические результаты в соответствии с законодательством Кыргызской Республики об авторском праве;
  3. свободное изъявление своих научных взглядов и защиту от посягательств на свободу их творчества, защиту интеллектуальной собственности, независимую экспертизу результатов научных исследований и их реализацию;
  4. повышение квалификации путем стажировки в ведущих научно-исследовательских организациях, в том числе за рубежом, учебу в аспирантуре, докторантуре и иных формах квалификационной системы науки и образования, участие в научных форумах;
  5. обмен научной информацией и совместные исследования с зарубежными коллегами, работу в научных организациях за рубежом и публикацию в международной научной печати в установленном порядке;
  6. <вступление или избрание в научные сообщества, включая зарубежные./li>

2. Обязанности научных и научно-технических работников регламентируются учредительными документами научной и научно-технической организации или условиями контракта (трудового договора).

Статья 15. Независимость научных и научно-технических работников

1. Научные и научно-технические работники вправе самостоятельно определять тематику и методы исследования с учетом государственной научно-технической политики в соответствующей области науки.

2. Научные и научно-технические работники вправе свободно и самостоятельно объединяться в коллективы, создавать юридические лица и научные объединения, общественные и иные организации.

Статья 16. Социальная защита научных и научно-технических работников

Государство создает условия для обеспечения социальной защиты научных и научно-технических работников путем:

  1. установления надбавки к заработной плате за ученую степень докторам и кандидатам наук в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области оплаты труда;
  2. предоставления докторам (профессорам) и кандидатам наук, работающим в государственных научных организациях, трудового отпуска продолжительностью в 48 и 36 рабочих дней соответственно;
  3. предоставления докторам (профессорам) и кандидатам наук, работающим в государственных научных и научно-технических организациях, льгот в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики.

Статья 17. Ответственность научных и научно-технических работников

1. Научные и научно-технические работники несут ответственность за направленность, методы и достоверность проводимых научных исследований и их результаты.

2. Научные и научно-технические работники, недобросовестно исполняющие свои трудовые (служебные) обязанности, несут ответственность в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики.

3. Научные и научно-технические работники несут ответственность также за:

  1. нецелевое использование финансовых средств независимо от их источника;
  2. нарушение норм профессиональной этики и нравственных правил.

Статья 18. Формирование научных и научно-технических кадров

1. Государство обеспечивает повышение престижа научного труда, социальную, экономическую и правовую защиту научно-технических работников и научно-педагогических кадров.

2. В целях формирования научных и научно-технических кадров Правительство Кыргызской Республики:

  1. обеспечивает создание системы поиска и отбора талантливой молодежи;
  2. обеспечивает формирование специализированных научно-исследовательских и учебно-производственных организаций на базе высших учебных заведений, научных и научно-технических организаций;
  3. содействует стажировке молодежи, совместительству научных работников, преподавателей, специалистов на преподавательской и научно-исследовательской работах, другим формам интеграции науки и образования;
  4. координирует подготовку и переподготовку научно-технических и научно-педагогических кадров в Кыргызской Республике.

3. Для лиц, внесших значительный вклад в развитие науки, техники, технологии, их внедрение в производство, отличившихся в подготовке научных, научно-технических и научно-педагогических кадров, устанавливаются государственные премии за достижения в области науки и техники, премии имени выдающихся кыргызских ученых в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Статья 19. Формы повышения научной квалификации

Национальная академия наук Кыргызской Республики, высшие учебные заведения, научные и научно-технические организации, располагающие квалифицированными научными кадрами и необходимой материально-технической базой, открывают в установленном порядке аспирантуру, докторантуру и иные формы повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров, участвуют в открытии специализированных советов по защите диссертаций, организуют стажировку научных и научно-технических работников.

Статья 20. Высшая аттестационная комиссия

1. Высшая аттестационная комиссия Кыргызской Республики является государственным коллегиальным научно-экспертным органом, осуществляющим аттестацию научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, присуждение им ученых степеней и присвоение ученых званий.

2. Задачи, функции и порядок организации деятельности Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики определяются Положением, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики.

Глава 5. Приоритетные направления науки и техники

Статья 21. Определение государственных приоритетов развития науки и техники

1. Приоритетные направления развития науки и техники определяются на основе комплексного прогноза социально-экономического и научно-технического развития Кыргызской Республики с использованием результатов анализа текущей ситуации и заключений государственной экспертизы, независимых экспертов и общественного обсуждения.

2. Государственные органы по каждому приоритетному направлению развития науки и техники совместно с соответствующими научными и научно-техническими организациями разрабатывают концепцию развития соответствующего направления науки и техники, а также план ее реализации с указанием ожидаемых результатов и конкретных сроков исполнения.

Статья 22. Национальные, государственные и межгосударственные научно-технические программы

1. Национальные научно-технические программы формируются исходя из долгосрочных интересов развития Кыргызской Республики и направлены на решение важнейших социально-экономических проблем.

2. Основным средством реализации национальных программ являются государственные научно-технические программы.

3. Государственные научно-технические программы формируются и реализуются на основе целевых проектов и разработок, отобранных уполномоченным государственным органом в сфере науки на конкурсной основе, в соответствии с нормативными правовыми актами, утвержденными Правительством Кыргызской Республики.

4. По каждой государственной научно-технической программе Правительство Кыргызской Республики определяет государственный орган, научные и научно-технические организации, ответственные за ее реализацию.

5. Кыргызская Республика участвует в разработке и осуществлении межгосударственных научно-технических программ на основе вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 23. Государственный заказ в научно-технической сфере

Государственный заказ осуществляется в соответствии с государственными научно-техническими программами и по проектам государственных органов, обеспечивается финансированием и поддерживается необходимыми материально-техническими ресурсами.

Статья 24. Независимая научная и научно-техническая экспертиза

1. Независимая научная и научно-техническая экспертиза проводится в целях обеспечения научной обоснованности структуры и содержания приоритетных направлений развития науки и техники, соответствующих научно-технических программ и проектов, определения социально-экономических и других последствий осуществления научной и научно-технической деятельности, анализа эффективности использования научно-технического потенциала, определения уровня исследований и их результатов.

2. Независимая научная и научно-техническая экспертиза проводится при участии представителей государственных и общественных организаций, а также специалистов, в том числе зарубежных.

3. Привлечение к проведению экспертизы научных и научно-технических работников, специалистов, а также представителей научных и научно-технических организаций осуществляется на основе контракта (договора).

4. Средства на проведение экспертизы предусматриваются в объемах общих затрат на финансирование научно-технической деятельности.

5. Порядок организации и деятельности органов независимой научной и научно-технической экспертизы и их структура определяются Правительством Кыргызской Республики.

Глава 6. Материально-техническое и информационное обеспечение научной и научно-технической деятельности

Статья 25. Материально-техническое обеспечение научных и научно-технических организаций

1. Материально-техническое обеспечение научных и научно-технических организаций осуществляется путем финансирования научных и научно-технических организаций, научно-технических программ и проектов.

2. Материально-техническое обеспечение научных и научно-технических организаций осуществляется в том числе на договорной основе.

Статья 26. Система научно-технической информации

1. В целях создания системы научно-технической информации Правительство Кыргызской Республики осуществляет меры по распространению и повышению качественного уровня информационной продукции, оказывает необходимую поддержку для поступления информации, литературы, периодики в государственные информационные центры, научные библиотеки, содействует открытости, общедоступности и сохранению научно-технической информации.

2. Ограничения по распространению и доступу к информации, являющейся государственной, служебной или коммерческой тайной, определяются законодательством Кыргызской Республики в области информации.

Глава 7. Финансирование науки

Статья 27. Финансирование научной и научно-технической деятельности

1. Источниками финансирования научной и научно-технической деятельности являются:

  1. республиканский бюджет, составляющий до 1 процента от объема годовых расходов;
  2. Национальный фонд науки;
  3. внебюджетные фонды;
  4. добровольные средства физических и юридических лиц;
  5. кредиты и гранты;
  6. средства научных и научно-технических организаций от научно-исследовательской, издательской, консультативной и другой деятельности, не запрещенной законодательством Кыргызской Республики;
  7. иностранные и отечественные инвестиции.

2. Финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности может осуществляться также из других источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

3. Физическим и юридическим лицам, которые осуществляют финансирование научной и научно-технической деятельности за счет своих средств на благотворительных или договорных началах, предоставляются льготы в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Статья 28. Государственное финансирование научной и научно-технической деятельности

1. Государственное финансирование научной и научно-технической деятельности осуществляется из средств Национального фонда науки по результатам отбора проектов на конкурсной основе в соответствии с нормативными правовыми актами, утвержденными Правительством Кыргызской Республики.

2. За счет государственных средств финансируются:

  1. фундаментальные исследования и разработки;
  2. проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники;
  3. прикладные научные разработки государственного значения;
  4. научные проекты в соответствии с межгосударственными договорами и соглашениями.

3. Финансирование научных и научно-технических проектов осуществляется в следующих формах:

  1. базовое финансирование;
  2. программно-целевое финансирование;
  3. грантовое финансирование.

4. Базовое финансирование выделяется научным и научно-техническим организациям по нормам базового финансирования на текущее обеспечение научной инфраструктуры и имущества, в том числе зданий, оборудования и материалов, оплату труда административного и обслуживающего персонала.

5. Программно-целевое финансирование осуществляется на поддержку научных разработок согласно приоритетам программы деятельности Правительства Кыргызской Республики и решениям Совета по науке, инновациям и новым технологиям при Премьер-министре Кыргызской Республике по результатам конкурсного отбора.

6. Грантовое финансирование осуществляется в соответствии с приоритетами научных направлений, определяемыми Советом по науке, инновациям и новым технологиям при Премьер-министре Кыргызской Республики на поддержку научных и инновационных проектов по результатам конкурсного отбора в соответствии с нормативными правовыми актами, утвержденными Правительством Кыргызской Республики.

7. Общий порядок реализации базового, целевого и грантового финансирования научной и научно-технической деятельности определяется Правительством Кыргызской Республики.

8. Финансирование научных и научно-технических программ, реализуемых на основе межгосударственных и межотраслевых научно-технических договоров и соглашений, осуществляется в порядке долевого участия на договорной основе между заинтересованными сторонами.

Статья 29. Национальный фонд науки

1. Для обеспечения развития науки, техники и инноваций, внедрения перспективных разработок в производство создается Национальный фонд науки.

2. Средства Национального фонда науки направляются на:

  1. финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований, научно-технических программ и целевых научных исследований по приоритетным направлениям науки;
  2. финансирование грантов на научные исследования научных и научно-технических работников, научных коллективов и организаций;
  3. поддержку развития межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  4. реализацию программ подготовки научных кадров по перспективным и новым направлениям науки и техники, включая подготовку кадров за рубежом;
  5. публикацию, приобретение и обеспечение научной и научно-технической информацией (журналы, электронные материалы и другие);
  6. проведение и участие в научных форумах (конгрессы, конференции, симпозиумы и другие).

3. Научным и научно-техническим организациям, высшим учебным заведениям независимо от форм собственности, научным и научно-техническим работникам, их коллективам обеспечивается равный доступ к участию в конкурсе на получение гранта за счет средств Национального фонда науки.

4. Положение о Национальном фонде науки утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 30. Государственная поддержка развития прикладных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ и использование их результатов в производстве

1. Прикладные инновационные исследования и разработки, направленные на создание, освоение и широкое распространение новой техники и технологий для реконструкции и технического перевооружения производства, проводятся на договорной основе.

2. Правительство Кыргызской Республики оказывает финансовую поддержку за счет бюджетных средств прикладным научным исследованиям и разработкам по приоритетным направлениям развития науки.

3. Государство содействует повышению технического уровня производства и качества продукции в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынка, созданию и освоению принципиально новых видов техники и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий, использованию изобретений.

4. Научные и научно-технические организации, располагающие развитым научно-техническим потенциалом, независимо от форм собственности поддерживаются путем предоставления им целевых кредитов и субсидий, государственных заказов и иных видов экономического стимулирования в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.

5. Государство содействует общественному признанию престижности научных исследований, совершенствованию систем морального и материального стимулирования согласно качеству труда и квалификации.

Статья 31. Государственная поддержка инновационной деятельности

Правительство Кыргызской Республики гарантирует государственную защиту и поддержку инновационной деятельности путем обеспечения равных условий всем физическим и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность в сфере науки и техники, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об инновационной деятельности».

Глава 8. Международное сотрудничество

Статья 32. Международное научно-техническое сотрудничество

1. Международное научно-техническое сотрудничество осуществляется путем:

  1. проведения совместных научных исследований, технических и технологических разработок, совместных научно-технических программ;
  2. проведения совместных исследований и разработок с участием зарубежных специалистов, международных организаций, использования объектов права интеллектуальной собственности на научно-техническую продукцию на основе договоров между субъектами научно-технической деятельности;
  3. взаимного обмена научно-технической информацией, использования объединенных межгосударственных информационных фондов, банков данных;
  4. проведения международных конференций, конгрессов, симпозиумов;
  5. взаимного обмена научно-техническими и преподавательскими кадрами, студентами и аспирантами, совместной подготовки специалистов.

2. Субъекты научно-технической деятельности могут участвовать в реализации международных программ и заключать соглашения с иностранными организациями, принимать участие в деятельности иностранных и международных научных обществ, ассоциаций и союзов на правах их членов, заключать контракты с зарубежными организациями, участвовать в международных симпозиумах и других мероприятиях в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Результаты международной научной деятельности государственных научных организаций, полученные на территории Кыргызской Республики, используются в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 33. Деятельность иностранных научных организаций на территории Кыргызской Республики

Деятельность иностранных научных организаций и ученых на территории Кыргызской Республики регулируется вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Глава 9. Заключительные положения

Статья 34. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
Опубликован в газете «Эркин Тоо» от 27 июня 2017 года N 76

2. Признать утратившими силу:

  • Закон Кыргызской Республики «О науке и об основах государственной научно-технической политики» от 15 апреля 1994 года № 1485-XII (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., № 5, ст.161);
  • постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «О введении в действие Закона Кыргызской Республики «О науке и об основах государственной научно-технической политики» от 15 апреля 1994 года № 1486-XII (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., № 5, ст.162);
  • Закон Кыргызской Республики «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О науке и об основах государственной научно-технической политики» от 2 июня 1999 года № 44 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 11, ст.445);
  • часть 10 статьи 9 Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики» от 17 октября 2008 года № 231 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., № 8, ст.923);
  • Закон Кыргызской Республики «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О науке и об основах государственной научно-технической политики» от 1 июня 2012 года № 77 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 6, ст.2388).

3. Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.

Президент Кыргызской Республики А.Атамбаев
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 4 мая 2017 года

Экс-президент Национальной академии наук КР, академик Шарипа Жоробекова: Указ президента КР о мерах по повышению вклада науки в устойчивое развитие страны вышел в феврале, уже должны были разработать «дорожную карту» по оптимизации научной отрасли, но пока особых мер нет.

Президентское решение должно выполняться, Академию наук и подход к науке в стране действительно надо модернизировать и менять, вузовскую науку надо интегрировать с академической и повышать их научную отдачу, главное – провести эти преобразования так, чтобы они принесли пользу не только Академии, но и государству и обществу. Никакое государство не может быть серьёзным без фундаментальной науки, а для этого нужно соответствующее финансирование…

128
Ученых
24
Открытий
19
Патентов