Электронная приемная

+996 (312) 39-23-66;

г.Бишкек, просп. Чуй 265а

Электронная почта
Предложения Национальной академии наук Кыргызской Республики по основным направлениям краткосрочного и долгосрочного стратегического развития страны и необходимым реформам в связи с COVID-19

КОРОНАВИРУС – ВЫЗОВЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Академик М.С. Джуматаев

Президент Национальной академии наук Кыргызской Республики

Очевидно, коронавирусная инфекция (COVID-19) является стремительно растущей глобальной проблемой мира. Число зараженных достигло более 5  миллиона, а число умерших более 320 тысяч человек. Кыргызстан лишь в середине апреля текущего года прошел пик заболеваемости, а с середины мая появилась слабая надежда на стабилизацию и снижение. Сейчас идет процесс постепенного постэпидемического восстановления с поэтапным снятием карантийных ограничений. Однако, по-прежнему, высоким остается риск затяжного кризиса на фоне возможной второй волны пандемии.

К сожалению, достоверно спрогнозировать дальнейшую эпидемиологическую ситуацию по Кыргызстану трудно. Об этом также заявил научно-консультативный экспертный совет при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики (МЗ КР). Данный совет  осуществляет научно-аналитическую, консультативную и методологическую помощь по недопущению дальнейшего распространения COVID-19 и повышения качества оказания медицинской помощи в стране.

Коронавирус остается во многом загадкой. Туманными остаются вероятные его последствия, угрозы и вызовы фундаментального характера. В настоящем бюллетене изложены перечень конкретных практических предложений НАН КР по основным направлениям краткосрочного и долгосрочного стратегического развития страны и необходимым реформам, связанным с коронавирусом. С учетом того, что в связи с пандемией разразился экономический кризис во всем мире, включая и Кыргызстан, находим целесообразным в заключении бюллетеня опубликовать статью «Постпандемия: экономические меры восстановления». В своей же вводной статье вкратце излагаю лишь некоторые вызовы COVID-19 академической науке.

Первое. Одной из глобальных новшеств в связи с коронавирусом является появление фундаментального движения — глобальный экологизм. Причем, не столько и не только как прогрессивное фундаментальное научное направление, сколько как необычное социально-политическое течение. Сущностью этого импульса состоит в том, что залог благополучного будущего, мира и международной экономики состоит в мирном сосуществовании с природой.

Академическая наука Кыргызстана (естественно-технические и  гуманитарные науки) должна не только сделать соответствующий вираж в сторону глобального экологизма, но и в настоящее время и в ближайшем будущем быть во главе изучения и использования его идей и принципов на базе создания движения «Глобальная   экология».

Второе. В постпандемическом мире новым симптомом геополитического противостояния станет биотехнология, особенно биомедицина, с разработкой новых вакцин, лекарственных средств, биоматериалов. Очевидно, в мире развязывается «холодная война» биотехнологических центров и научных комплексов, имеющих и четкую национальную стратегию  предотвращения пандемических ситуаций типа COVID-19. В этом ракурсе, кыргызской академической науке следует не только активизировать в целом по стране биолого-медицинское и экологическое научное направление, но и возглавить его, создав биолого-медицинский и экологический цент на базе Институтов биологии, биотехнологии, горной физиологии, химии и фитотехнологии.

Третье. Анализируя текущую ситуацию в мире на пандемию коронавируса, можно сделать вывод о том, что худшего сценария удалось избежать. Заражение перестало расти в геометрической прогрессии. А между тем, по прогнозу ООН в мире коронавирусом должны были бы переболеть 2,5 млрд. человек, а погибнуть от различных осложнений этой инфекции 52-58 млн. человек. Как добиться более четкого прогноза на будущее? На наш взгляд, необходимо предсказать ранние факторы будущих очагов инфекции. В этом аспекте, кыргызская академическая наука на базе создания Проблемной биоматематической лаборатории в рамках Института математики НАН КР, может возглавить процесс моделирования ситуации распространения коронавирусной инфекции с вероятным прогнозом его будущего.

Четвертое. Мировой опыт преодоления пандемии показывает исключительную важность социальной изоляции и самоизоляции, на фоне очевидной открытости стран и континентов. Сравнивая результаты применения различных стратегий («строгая самоизоляция», «строжайший карантин» и др.) ученые установили ряд факторов, среди которых имеет первостепенное значение скорость и полнота передачи заболевания между людьми. Следовательно, необходимо вовремя и полноценно прервать возможность заражения. В этом аспекте, кыргызская академическая наука должна использовать потенциал Института химии и фитотехнологий НАН КР по разработке и применению качественных и эффективных антисептиков массового применения.

Пятое. До сих пор в мире нет эффективной вакцины против коронавируса. Ее поиск ведется во многих мировых научных центрах. Между тем, это долгий процесс с множеством стадий. В этом плане, кыргызская академическая наука также может подключиться к проблеме поиска и разработки эффективной вакцины, хотя бы по поиску вещества-кандидатов. А для этого необходимо использовать фундаментальные знания о природе самого коронавируса и его свойств. В этом аспекте, Институт биологии и Институт биотехнологии НАН КР должны показать креативность исследовательского  мышления.

Шестое. Во всем мире идет разработка лекарств, которые ингибируют заражение на разных стадиях цикла репликации коронавируса. Однако, пока специфических препаратов от коронавирусов нет, и лечение заключается в поддерживающей терапии, назначенной по состоянию пациента. В указанном плане, кыргызская академическая наука в лице Института химии и фитотехнологий может подключиться к этому процессу, как в лице научного консультирования, так и в качестве разработчика соответствующих лекарственных средств.

Седьмое. При коронавирусе лечебным средством может быть комбинация веществ, способные инактивировать вирус, нарушить жизненный его цикл. В этом аспекте, разработчикам лекарства против коронавируса следует четко представлять биохимические механизмы взаимодействия коронавируса и организма человека. Исходя из возможностей кыргызской академической науки в лице Института химии и фитотехнологий, Института биотехнологии, Института горной физиологии и медицины, важно  провести поиск возможности саморегуляции системы инфицированного человека, повышение его надежности через поднятия иммунитета.

Восьмое. Коронавирус, безусловно, ускорил цифровую трансформацию в экономике страны. Мировая экономика столкнулась с колоссальными потерями в сфере торговли, туризма, технологий, логистики, авиации, ресторанного бизнеса, рекламы, спорта, развлечений и др. Фондовые рынки обваливаются, а национальные правительства в условиях неопределенности не в состоянии скоординировать свои действия и договориться о взаимной помощи. Все это вместе с введением карантинов и переводом компаниями сотрудников на удаленную работу неизбежно влияет на индустрии. В этом плане, кыргызская академическая наука общественно-экономического направления (Институт экономики, Институт философии, права и социально-политических исследований, Институт гуманитарных и региональных исследований) способна предложить новую стратегию экономической деятельности.

Девятое. Коронавирус ускорил и технологические прорывы. В настоящее время  в мире роботы дезинфицируют больницы, беспилотники доставляют медикаменты, еду, а искусственный интеллект помогает анализировать скан-изображения людей для выявления инфекции. С помощь ЭВМ составляется детальная карта распространения коронавируса, через систему распознавания лиц ведется мониторинг нарушителей карантина. Кыргызская академическая наука в лице Института машиноведения и автоматики, Института физики могут подключиться к этому процессу.

Десятое. Изоляция — это серьезный стресс для психики. Человеку нужна оперативная и непротиворечивая информация. После эпидемии будет больше депрессивных симптомов, тревоги и избегающего поведения. Кыргызская академическая наука в лице Центра социальных исследований при Институте филоософии, права и социально-политических исследований имеет возможность изучить и выстроить социальную технологию оздоровления общества.

Одиннадцатое. Мир согласился с тем, что карантин во время пандемии необходим. Эффективно ограничить распространение под силу лишь государственной машине. Теряется логика о том, что транснациональные корпорации имеют больше власти, чем национальные государства. В этом плане, во всем мире национальные правительства снова становятся критически значимыми. Вызывает ли опасения такое усиление государственной власти? Какова судьба демократии? Кыргызская академическая наука в лице Центра социальных исследований при Институте философии, права и социально-политических исследований должна внести свои суждения по этим вопросам.

Двенадцатое. Экологи видят не только позитивную сторону, но и проблему. Глобальное снижение спроса на нефть и нефтепродукты, вызвали общемировой  экономический спад. В долгосрочной перспективе это может значительно замедлить развитие отрасли «зеленых» технологий и возобновляемых источников энергии. Ведь любые ограничения на рынке капитала будут влиять на финансирование производства солнечной, ветряной и других альтернативных видов энергии. Разумеется, во всем мире обсуждение проектов их использования замедлится. В этом аспекте, кыргызская академическая наук в лице Института биологии, Института физики, Института химии и фитотехнологий, Института природных ресурсов, Ботанического сада должны  приступить к разработке щадящих технологий.

Завершая вводную статью, хочу подчеркнуть, в целом, необходимо по-новому организовать  научную профессиональную работу всей системы национальной науки (фундаментальной, прикладной) по изучению коронавирусной инфекции и получения средств ее предупреждения, лечения и ликвидации. В государстве и обществе должно найти понимание того, что в условиях пандемии встал во весь рост вопрос о переходе к новому международному социальному порядку, основанному на научном управлении. Наука и образование становятся системообразующими факторами новой социальной реальности, создаваемой в интересах человека и общества.

Заверяю, что в Национальной академии наук богатый опыт, у нас профессиональные ученые и специалисты. В данной брошюре систематизированы практические рекомендации правительству, руководству, штабам по тем мерам, которые надо принимать в условиях пандемии, а в моей вступительной статье ученые нашей академии, возможно, найдут новые ориентиры научной деятельности во благо своего государства и народа.

 

ПОСТПАНДЕМИЯ:  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Профессор  Т.С. Дыйканбаева

Директор Института экономики им. Дж. Алышбаева

Национальной академии наук Кыргызской Республики

Постпандемический кризис – это структурный и длительный системный сбой во всех сферах общественных отношений с последующим формированием качественного нового социально-экономического  пространства. Согласно прогнозу Всемирного банка в ближайшие 15 лет будут сокращены 57% рабочих мест. Между тем, это требует пересмотра базовых экономических принципов: административный форсаж, включающий в себя создание «администрации роста», «антикризисных штабов», принятие закона об антикризисном планировании и т.д.; определение перечня приоритетов долгосрочного социально-экономического развития исходя из необходимости структурной перестройке экономики; создание условий, при которых произошло бы изменение понимания природы бизнеса и человека, и существующая ныне экономика поручений осталась бы в прошлом.

Первое. Правительством страны предпринят ряд мер по улучшению экономической ситуации, сложившейся в связи с пандемией: оптимизация государственных бюджетов; поддержке малообеспеченных слоев населения;  поддержке малого и среднего бизнеса. В сфере государственных бюджетов необходимо постатейно рассмотреть государственные расходы с учетом резкого сокращения налоговых и таможенных поступлений.  Такая ситуация дает возможность пересмотреть структуру и объемы расходов с новых методологических позиций, оценивая реальную целесообразность некоторых расходов, многие из которых неоправданно завышены.

Второе. Расходы на образование и социальную защиту до сих пор используются нерационально. В Кыргызстане более 200 тысяч студентов, 53 вуза. Более 30 тысяч студентов обучаются на бюджетной основе. Однако, качество подготовки специалистов и их соответствие потребностям отраслей народного хозяйства остается неважным. Большая доля выпускников вузов остаются невостребованными. Необходимо реструктурировать расходы на образование в пользу начального и среднего образования, максимально сократив поддержку высшего образования.

Третье. Проблема собираемости налогов, платежей Социальному фонду, таможенных сборов – это проблема эффективной борьбы с коррупцией. Укрытие налогов выгодно как для бизнеса, так и для недобросовестных чиновников. Необходимо создание условий для бизнеса, при которых будет невыгодно оставаться в тени и делиться доходами с чиновниками, требуется установление разумного баланса между интересами бизнеса и государства. Необходимо усилить контроль за собором таможенных платежей. Доля импорта в ВВП одна из самых высоких среди стран ЕАЭС и составляла в 2018 году 67,3% ВВП. Доля людей, находящихся на различных участках импортной цепочки (от поступления, переработки, доставки, продажи), соответственно, также очень высока.

Четвертое. Необходимо радикально улучшить процесс администрирования налогов. В Кыргызстане получил распространение худший вид протекционизма — выборочное предоставление льгот предприятиям. Получать преференции от государства становится выгоднее, чем стараться сделать свой бизнес более эффективным. Какова цель снятия НДС с импортеров зерна? Почему льготы касаются только импортеров зерна, а не мясных продуктов? Если целью было снижение цен на мучную продукцию, то снятием НДС этого нельзя добиться. Поддержкой импортеров продукции невозможно добиться снижения цен на импортозамещающую продукцию. Если же все-таки предоставили такие льготы, то нужны были меры по контролю цен на муку, выработанную из импортируемого без НДС зерна.

Пятое. Необходимо принять эффективные меры по стимулированию занятости и самозанятости. Основная проблема остановки деловой активности не снижение темпов роста ВВП, а потеря рабочих мест, источников существования многих семей. Общеизвестно, что меры по поддержанию и техобслуживанию уже имеющейся инфраструктуры выдают более высокую экономическую отдачу, нежели создание новой. Выделяемых бюджетных средств недостаточно для поддержания таких ключевых инфраструктур, как водоснабжение, ирригация, дороги и тепло- и энергоснабжение, особенно это касается сельских регионов, а также решения проблем предотвращения эррозии почв, сохранения пастбищ, загрязнения воды. В результате на поддержание инфраструктурных проектов зачастую используются средства доноров, которые заменяют государственное финансирование, что не является зачастую достаточным источником финансирования.

Шестое. Отмечается падение спроса на некоторые товары и услуги. Соответственно следует стимулировать спрос. Необходимо увеличить инвестиции в государственные инфраструктурные проекты как за счет государственного бюджета, так и заемных, грантовых средств и международной помощи, выделяемой в рамках помощи странам, пострадавшим от пандемии. Для самозанятых государство должно организовать такие же льготные кредитные линии как для занятых в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе.

Седьмое. Необходима разумная поддержка малого и среднего бизнеса. При пандемии пострадали все виды предпринимательской деятельности, за исключением связанного с продовольствием и медикаментами. Больше всего пострадал сектор МСБ. В разрезе отраслей в наибольшей степени пострадали авиаперевозчики, отельный, туристический, ресторанный, строительный,  торговый, развлекательный бизнес. А ведь доля сферы торговли, гостиничных услуг, транспорта и связи в ВВП КР одна из самых высоких среди стран Центральной Азии и составляет в последние годы около 30%. В связи с этим, меры по поддержке бизнеса должны носить целенаправленный, точечный характер.

Восьмое. При предоставлении государственной помощи пострадавшим от пандемии предприятиям необходимо учесть следующие критерии: а)  выручка от хозяйственной деятельности по сравнению с соответствующим периодом 2019 года снизилась не менее чем на 30%; б) предприятия, прибыль снизилась на 20% и более; в) прибыль снизилась на менее чем 20%. Важно четко определить список приоритетных отраслей и секторов, которые могут получить государственную поддержку.

Девятое. Необходимо поддержка бизнеса и предприятия в налоговой сфере. В частности, продление сроков выплат налоговых платежей, при этом отмена пени и штрафов: для индивидуальных предпринимателей временное снижение стоимости патентов и величины выплат по социальному страхованию; для крупных предприятий временное введение фиксированного размера выплат по социальному страхованию; для крупных объектов торговли, кинотеатров, гостиниц, ресторанов предоставить освобождение от налога на имущество для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сроком на один год; освободить сельхозтоваропроизводителей от уплаты налога на землю на 2020 г.; для крупных объектов торговли, кинотеатров, гостиниц, ресторанов предоставить освобождение от налога на имущество для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сроком на один годю

Десятое. Необходимы налоговые преференции следующего характера; компаниям малого и среднего бизнеса можно предоставить отсрочку по всем налогам, за исключением НДС, на ближайшие шесть месяцев. Эти обязательства не снимаются, они переносятся. Поэтому нужно провести реструктуризацию долгов, предоставление возможности выплатить задолженности в течении нескольких последующих лет. Целесообразно  снизить с 30% до 15% размер страховых взносов для наиболее пострадавших предприятий. Необходимо определить сроки на получение государственной поддержки от 1 года до 1.5 лет.

Одиннадцатое. Правительство и НБКР должны предложить и принять дополнительные меры обеспечения устойчивого кредитования реального сектора, включая предоставление госгарантий и субсидирование. Необходимо принять и другие экономические меры поддержки: активное использование средств Гарантийного фонда пострадавшим предпринимателям за счет увеличения срока предоставления гарантий, размера гарантии в % от суммы кредита, минимальной суммы предоставления гарантии, уменьшения комиссий и др.;  предоставление кредитов хозяйствующим субъектам через коммерческие банки без требования софинансирования со стороны коммерческих банков;  оказание помощи при импорте продуктов питания компаниям, занимающимся торговлей; оказание содействия предпринимателям в пролонгировании платежей за свет, газ и т.п.; отсрочка по уплате арендных платежей за государственную недвижимость для малого и среднего бизнеса.

Двенадцатое. В рамках обеспечения продовольственной безопасности необходимо: разработать более совершенную схему государственных закупок пшеницы, кукурузы, картофеля и др. у отечественных производителей, объем закупленного должен во много раз превышать ежегодные объемы, которые совершались до этого; остановить экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции из Кыргызстана (определить перечень). Создать возможности закупок государством объемов продукции, предназначенных производителями на экспорт; определить Минсельхоз и Госматрезерв агентами по закупке основных сельскохозяйственных продуктов в других странах (пшеница, рис, растительные масла, сахар и др.).

Тринадцатое. Необходимо резко ужесточить антимонопольное регулирование. Провести антимонопольную кампанию с наказанием предприятий, злоупотребляющих монопольным положением путем завышения цен. Ввести реестр рекомендуемых цен на основные продовольственные товары, топливо, сырьевые товары. Обеспечить полноценное функционирование продовольственного рынка. Разработать и реализовать государственную программу по модернизации инфраструктуры продовольственного рынка.

Четырнадцатое. Оптимизировать транспортный сектор страны: провести переговоры постройки автомобильных транспортных коридоров через Узбекистан, Туркменистан и паромное сообщение через Каспийское море в Россию или Азербайджан; необходимо снижение тарифов на железнодорожные перевозки путем создания собственных логистических компаний, чтобы снять монополию на перевозки, особенно сельхозпродукции, казахскими логистами; провести переговоры, а также заключить соответствующие договора на консолидацию авиаперевозок товаров, в целях снижения цен на такие перевозки.

Пятнадцатое. Принять действенные региональные и международные экономические и хозяйственные меры. В отношении международных экономических и хозяйственных связей: необходимо жестко ставить вопрос о недопустимости перекрытия транспортных коридоров; решить вопрос о продлении льготного периода для оформления автомобилей из третьих стран; начать переговорный процесс с Россией для снятия ограничений на денежные переводы мигрантов.

а) Баткенская область. Закрытые границы и введение ограничений привело к снижению экспорта сухофруктов, риса. Введение режима Чрезвычайного положения в Ноокатском районе отразилось на деятельности малых и средних предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. В перспективе эта область будет испытывать проблемы с финансированием от мигрантов: из общего объема денежных переводов мигрантов около 30% приходится на область. Без учета денежных переводов бедность повышается с 33,8 до 54,6 %,т.е больше половины населения попадают за черту бедности. (данные НСК за 2018г.) В 2020 году денежные переводы могут сократиться до 50%.

б) Ошская область. Ограничение  движения по автодороге Бишкек – Ош привело к снижению сезонного перевоза ранних овощей и фруктов в северные регионы страны, что отразилось на доходах фермеров. Кроме того, введение режима ЧП в г. Ош и Кара-Суйском районе также отразилось на работе предприятий малого бизнеса, не только в сфере обслуживания, но и сферы переработки. Небольшие цеха по переработке молочной продукции, которые реализовывали свою продукцию в г. Ош были вынуждены закрыться. На область приходится 20% денежных переводов мигрантов. В денежном выражении это составляет примерно 400 млн. долларов США. В 2020 году возможны сокращения до 40-50%.

в) Джалал-Абадская область. Введение режима ЧП в г. Джалал-Абад и Сузакском районе повлияло на пригородные предприятия, занимающиеся производством продуктов питания. Они не смогли в полном объёме осуществлять поставки своей продукции на рынки города. Необходимо отметить, что другие районы области также, как и в Баткенской и Ошской областях пострадали от перекрытой автодороги Бишкек – Ош, что связано с невозможностью реализации выращенной сельхозпродукции на рынках северных регионов страны. 18 % денежных переводов приходится именно на эту область.

г) Таласская область. Единственная область, незатронутая вирусом, экономически понесла потери от закрытых государственных границ. Животноводы не смогли реализовывать выращенный скот на рынках соседнего Казахстана. Также фермеры, которые постоянно обеспечивали свой доход поставкой продуктов питания в Южный Казахстан потеряли свой доход. В тоже время, необходимо отметить, что деловая активность в данной области практически не снижалась.

д) Нарынская область. Из-за перекрытия автодороги Бишкек-Ош затруднился сезонный завоз ранних овощей и фруктов из южных областей, что сказывается на ценах на эти товары. Кроме того, были проблемы поставкой разной товарной продукции из других регионов страны, особенно Чуйской области.

ж) Иссык-Кульская область. В области выросли цены на завозные фрукты и овощи, что связано со снижением их поставок из южных регионов. Кроме того, были проблемы поставкой разной товарной продукции из других регионов страны, особенно Чуйской области. Можно отметить, что будут проблемы с развитием туризма в данной области, так как основное население получало доход от приема туристов. В условиях пандемии и ограничения передвижения, ожидается снижение количества туристов, что естественно скажется на доходах населения.

з) Чуйская область. Как самая плотно населенная и сконцентрировавшая все основное производство потерпела больше всех. Введение режима ЧП и ЧС отразились на поставках продуктов питания в Бишкек из предприятий, расположенных в Чуйской области. Это привело к тому, что прибыль этих предприятий упала до 40%. Так как численность населения проживающего в Бишкеке более миллиона, это обуславливает высокую потребность в продуктах питания. Кроме того, большинство предприятий были вынуждены остановить свою деятельность в связи с ограничением поставок товаров из КНР. Закрытые государственные границы повлияли на работу инкубаторов птицеферм. Это объясняется тем, что 80-90% яиц для инкубации завозится.

Таким образом, в целом по регионам необходимо: распределение финансирования антикризисных мероприятий с реализацией этих приоритетов; активизировать работу государственных институтов по ключевым направлениям введя ответственность их руководителей за своевременное и эффективное освоение выделяемых средств; использовать возможности переговоров в ЕЭК для устранения барьеров.

 

ВЫВОДЫ

Предложения Национальной академии наук Кыргызской Республики

по основным направлениям краткосрочного и долгосрочного стратегического развития страны и необходимым реформам в связи с COVID-19

1 Анализ текущей ситуации с описанием проблем, выявленных в связи со сложившейся кризисной ситуацией и распространением СOVID-19

                           

~                                             Отсутствие соответствующего опыта Кыргызстана, его государственных структур, служб, а также всего общества в отношении реагирования и борьбы с пандемией сказывается до сих пор. На фоне ошибок и заблуждений многоаспектный позитивный опыт постепенно набирается.
~                                             Нехватка собственных средств Кыргызстана на эффективное введение карантина, ЧП и ЧС ощущается до сих пор. Государством предприняты ряд результативных способов восполнения средств в рамках привлечения внутренних резервов, внешних инвестиций.
~                                             Осознается недостаточный опыт и слабая подготовка широкой сети медучреждений системы здравоохранения страны к пандемии. Предприняты необходимые организационно-методические усилия в преодолении трудностей и накапливании позитивного опыта борьбы с пандемией.
~                                             Признается недостаточной подготовка силовых структур страны к организации и управлению в условиях ЧП и ЧС при пандемии. Тем не менее, до сих пор не в полном объеме осуществлены радикальные меры по организации работ по ликвидации последствий пандемии.
~                                             Ощутимы игнорирование и неподготовленность самих СМИ в отношении срочного и достоверного распространения необходимой информации о текущей ситуации среди населения.
~                                             В условиях общей нехватки вирусологов, микробиологов и других соответствующих специалистов для организации противопандемической работы, а также для изучения и решения  данной проблемы, до сих пор отсутствуют четкие и консолидированные научно-практические рекомендации по тем или иным вопросам борьбы с пандемией.
~                                             На фоне общего дефицита средств индивидуальной защиты (СИЗ) врачей, милиции, военных и населения (маски, костюмы, антисептики) риск заражения привлекаемых контингентов был достаточно высоким. Так как этот дефицит полностью не преодолен, то риск заражения сохраняется.
~                                             Следует признать первоначальную неготовность не только медицинских учреждений к приёму большого наплыва зараженных или контактных пациентов, но и силовых структур к организации карантинных работ в зонах ЧП и ЧС. До сих пор имеет место некоторые перекосы в работе структур и служб.
~                                             Отсутствие заблаговременных отдельных центров для госпитализации больных с коронавирусом или обсервации вновь прибывших граждан из неблагополучных стран, вынудило медслужбу страны принять тактику заранее нецелесообразной перепрофилизации действующих медучреждений в черте столицы и областных центров.
~                                             Удаленный Центр обсервации в районе аэропорта «Манас» (б.Ганси) введен в строй запоздало в разгар эпидемии и первоначально не справлялся с потоком контактных людей, что вынуждало часть прибывших из-за границы ограничиться лишь домашним карантином, что было чревато бесконтрольным распространением инфекции.
~                                             Первоначальный дефицит и запоздалая доставка в страну диагностических тестов и недостаточная наладка деятельности кабинетов ПЦР способствовало поздней диагностике коронавируса у части населения страны. До настоящего времени сказывается недостаток тестов, реактивов лабораторий на предприятиях.
~                                             Даже в условиях разгара эпидемии ощущался дефицит современных средств дезинфекции помещений и улиц. Для этих целей используются подручные неприспособленные автомашины.
~                                             На начальном этапе эпидемии отсутствие контрольно-пропускных пунктов с оснащенной экспресс-диагностикой граждан, в особенности в аэропортах и на автотрассах, граничащих с соседними государствами затрудняли противоэпидемиологические работы на местах. Отсюда допускаются нарушения принятого алгоритма приема и обследования населения.
~                                             Запоздалая разработка и применение соответствующих противоэпидемических алгоритмов на фоне отсутствие надлежащего контроля за перемещениями граждан до и после прибытия в страну способствовало периодическому ухудшению эпидемической ситуации в различных регионах страны. Отдельные пункты алгоритма были спорными.
~                                             Своевременное введение ЧП и ЧС в стране на фоне общего недостаточного опыта здравоохранения в организации раннего диагноза, лечения и профилактики, способствовало снижению резкого распространения инфекции.
~                                             Ошибки и непредвиденные задержки в налаживании технологии карантина способствовали задержке в получении медицинской помощи при заболевании, дефицит лекарств, СИЗ, продуктов питания и других жизненно-важных товаров.
~                                             Экономический паралич в условиях ЧП и ЧС из-за прекращения транспортного сообщения между регионами, странами, остановки промышленного производства с тотальным нарушением международных экономических связей привели к значительному ухудшению социально-экономического положения в стране.
~                                             Несвоевременная реакция страны на пандемию привело к снижению покупательной способности населения, увеличение уровня нищеты и  безработицы, а в целом, к социальным неудовольствиям населения страны.

 

2 Какие новые вызовы и риски имеются для страны на краткосрочный и долгосрочный периоды? Какие прогнозы?

 

~                                             Карантин обеспечил достаточный эффект самоизоляции населения, но после возобновления социально-экономической деятельности вероятность второй волны заболеваемости остается достаточно высокой.
~                                             Возможны новые штаммы мутирующего вируса и новые волны его распространения. На этом фоне допущнено попустительство по доставке своих граждан из других стран и континентов в нарушении противопандемических доктрин.
~                                             Очевиден рост продаж и производства СИЗ при отсутствии должной сертификации их качества, очевидная нехватка респираторов в реанимационных отделениях, отсутствие должных условий ухудшают прогноз коронавируса.
~                                             В посткарантийном периоде возникнут большие трудности восстановить утраченные экономические связи со странами-партнерами, наладить промышленный конвейер и производство.
~                                             Возникнут многомиллионные потери в виде переводов от мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, снижение ВВП, большие потери действующих в стране предприятий и организаций, а также бизнес-сектора.
~                                             Повысится безработица и ухудшится материальное обеспечение малоимущих слоев населения,  что приведет к обострению социально-экономических проблем в стране.
~                                             Увеличится экономическая зависимость Кыргызстана от других стран мира во многих секторах — сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности, строительстве и др.
~                                             Сохраняются угрозы и риски заражения, ухудшения здоровья, снижения качества жизни населения, снижения производственной и деловой продуктивности работников различных сфер деятельности в условиях кризиса экономики.

 

3 Какие меры необходимо предпринять государству для минимизации негативных последствий кризиса?

 

* Краткосрочные меры:
~                                             С учетом того, что пандемия еще не закончилась, необходимо обеспечить достаточное количество медицинских коек, оборудованных для оказания необходимых лечебно-диагностических и реанимационных мероприятий, необходимых медикаментов, обеспечить производство и доставку СИЗ;
~                                             На период преодоления экономического кризиса, вызванного пандемией, необходимо снизить налогообложение для отдельных видов индивидуальной трудовой деятельности, а также сделать нормативно-правовые послабления бизнес-сообществу;
~                                             В целях преодоления экономического кризиса и восстановления производства необходимо предоставить льготные кредиты предпринимателям, занятым в отраслях, обеспечивающих продовольственную безопасность, здоровье населения;
~                                             Следует оптимизировать соответствующую поддержку и помощь малому и среднему бизнесу, обеспечивающим в стране продовольственную безопасность и импортозамещение;
~                                             В целях выхода из кризиса следует возобновлять нарушенные международные экономические связи, а также создать условия для трудоустройства населения, потерявших работу, оказать необходимую социальную поддержку уязвимых слоев общества;
~                                             Для оптимизации деятельности лечебных учреждений необходимо оказать социальную поддержку и выплатить обещанные правительством надбавки медицинским работникам, занятым в инфекционных отделениях и зараженным коронавирусом.
* Долгосрочные меры:
~                                             Необходимо принять действенные меры по укреплению биологической и продовольственной безопасности страны, как за счет собственных сил, так и за счет внешних инвесторов;
~                                             Следует повысить качество преподавания вопросов эпидемиологической безопасности в вузах медицинского, биологического и химического направлений с проведением результативных освоений практических навыков в условиях симуляции пандемии;
~                                             Целесообразно увеличить зарплату медработников, а также ученых с формированием госзаказов по проблемам биологической, продовольственной, экологической, экономической, информационной безопасности страны;
~                                             Необходимо создать условия для притока молодых кадров в науку и медицину, путем обеспечения моральной и материальной заинтересованности,  повышать авторитет медицинского работника и ученого в сфере биологической, продовольственной, экологической, экономической, информационной безопасности страны;
~                                             В образовательном процессе в вузах, а также в научных тематиках НИУ необходимо  акцентировать изучение биологического разнообразия и биобезопасности в соответствующих  климатических, политических, социально-экономических и эпидемических условиях;
~                                             Осуществить переход к страховой медицине, принять меры по страхованию не только жизни, но и здоровья людей с гарантией приемлемого индекса качества жизни;
~                                             Оказать единовременную и системную финансово-экономическую поддержку функционирующих структур первичного здравоохранения, медицине, науке, промышленности, сельском хозяйстве, экологии;
* Правительству для выполнения программы Продовольственной безопасности   на внутреннем рынке, необходимо:
~                                             Выполнить задачи  программы продовольственной безопасности, запрограммировать с учетом потребностей населения в  мукомольной, мясной, сахарной, овощной, плодово-ягодной продукцией;
~                                             Для развития экспорта, необходимо  обеспечить продовольственную безопасность качественным сырьем и качественной  органической продукцией;
~                                             Для решения вопросов биобезопасности  и определения стратегических приоритетов страны необходимо обеспечить целевое финансирование науки страны, оказать ей системную поддержку для достижения запланированных результатов;
~                                             Создать  лабораторию  международной сертификации органической сельскохозяйственной продукции, а также обеспечить ее деятельность за счет оснащения и оборудования;
~                                             Повысить эффективность экологических отчислений от горнодобывающей отрасли в целях финансовой поддержки отечественных НИУ, занятых в сфере охраны окружающей среды и ресурсопользования.
* Противопандемические меры государственного уровня:
~                                             В целях обеспечения социальной изоляции отменить в стране все публичные массовые мероприятия;
~                                             Для снижения уровня контакта людей обеспечить перевод сотрудников государственных учреждений на удаленный режим работы, отменить командировки;
~                                             Необходимо закрыть детские сады, а в школах и вузах организовать удалённое онлайн-обучение;
~                                             Выработать алгоритм, как свод пошаговых рекомендаций по поведению в общественных местах, определению признаков заболевания, а также довести их до сведения населения через СМИ;
~                                             Наладить в стране собственное производство изделий СИЗ (мед.масок и респираторов и др.), а также приборов для очистки и фильтрации воздуха, отдельных медицинских препаратов и продуктов целевого назначения, а также запретить их вывоз, привлекать к ответственности виновных за спекуляцию;
~                                             Организовать доступность и раздачу уязвимым слоям населения СИЗ, антисептических средств, продуктового набора со складов государственного резерва;
~                                             Снизить или временно убрать налоги и акцизы на производство продукции, дефицит которой возникает в условиях  пандемии;
~                                             Обязать государственные учреждения, вузы, школы, детсады, предприятия и компании оснастить приборами для очистки и фильтрации воздуха, санитайзерами;
~                                             Предусмотреть возможность развёртывания мобильных госпиталей для заболевших, в том числе на базе крытых стадионов и других спортивных учреждений, концертных залов и кинотеатров и т.п., а также способы увеличения возможностей действующих медицинских учреждений
* Противоэпидемические меры личного уровня:
~                                             Отказаться от посещения массовых мероприятий и выезды в регионы, вне зависимости от запретов на государственном уровне,  запретить  посещение детьми дополнительных занятий, кружков, секций и т.д. до окончания эпидемии;
~                                             Соблюдать все рекомендации медработников в отношении личной гигиены, приобрести респираторы, защитные очки, полумаски, полнолицевые маски с соответствующими фильтрами, изучить и постоянно использовать методы их дезинфекции для продолжительного использования;
~                                             Создать запас необходимых для личного использования лекарственных средств, а также аналогичный запас простейших недорогих препаратов (жаропонижающих, противовоспалительных).
~                                             Оптимизировать количество посещений магазинов и рынков, создать запас продуктов длительного хранения и необходимых хозяйствен-бытовых товаров;
~                                             Не поддаваться панике, при создании запасов использовать принципы разумной достаточности, не проявлять агрессии по отношению к заболевшим и потенциально заболевшим людям и предотвращать такую агрессию, проявляемую другими, быть внимательными по отношению к состоянию здоровья своих близких.
* Основные акценты борьбы с пандемией:
~                                             Правильное и своевременное решение проблем, слаженное и результативное действие государственных властей всех уровней, а также сообщества страны;
~                                             Эффективная организация медицинской деятельности на всех уровнях, взаимодействие высококвалифицированных врачей, а также правильное использование медицинской инфраструктуры всех звеньев;
~                                             Полноценное обеспечение медицинских учреждений необходимыми лечебно-диагностическими оборудованиями и препаратами;
~                                             Повышение уровеня сознательности населения, подчинение и соблюдение ими законов, принятых государственных постановлений и решений в рамках борьбы с пандемией;
~                                             Повсеместная активная и доступная разъяснительная, просветительская работа среди населения с акцентом на совместную борьбу с пандемией;
~                                             Власти КР должны выполнять свои собственные законы и принятые решения, а также международные нормы в условиях с соблюдением транспарентности, прозрачности принимаемых мер, распределения средств поступающих в страну из местных и международных спонсоров, организаций и государств;
~                                             Изучить и использовать позитивный опыт реагирования на пандемию различных стран в особенности Вьетнама, Китая, широко практикуя социальную изоляцию, строгую противоэпидемическую дисциплину;
~                                             Наладить в трудовых и ученических коллективах процесс проведения учебно-тренировочных занятий по реагированию на пандемию;
~                                             Обеспечить должный санитарно-гигиенический уровень в местах общественного пользования: парки, скверы, улицы, магазины, театры и пр.;
~                                             Провести серьезную работу по оздоровлению национальной экономики, осуществить эффективную «перезагрузку» экономических отношений с урегулированием существующих экономических диспропорций в национальных интересах;
~                                             Систематически выполнять оценку реальности и действенности принимаемых управленческих и экономических решений на различных этапах противопандемической деятельности в стране;
* Принять во внимание накопленный позитивный опыт страны и предпринимаемых мер:
~                                             В начальной стадии пандемии удалось в определенной мере добиться своевременной изоляции зараженных и контактных людей, наладить карантин, добиться самоизоляции населения;
~                                             Результативные переговоры руководства страны по привлечению дополнительных финансовых средств для поддержки политики по нераспространению пандемии в республике от крупных международных доноров (МВФ, Всемирный банк, Исламский банк развития и др.);
~                                             В условиях постпандемии следует вновь переосмыслить ряд положений национальной идеологии для налаживания дальнейшего экономического и духовного развития страны с учетом национальных особенностей и традиционных оттенков;
~                                             В настоящее время следует пересмотреть социальную политику страны по отношению к своим гражданам, отдав в будущем приоритет сохранению жизни и здоровья населения, в том числе путем дополнительного финансирования науки, образования, культуры, медицины и здравоохранения;
~                                             Необходимо начать системную деятельность по налаживанию международного сотрудничества в области противодействия пандемии, обеспечить сотрудничества соответствующих структур и служб по упрощению соответствующих технологий;
~                                             Рассмотреть возможность передачи в долгосрочной перспективе целевые исследования и разработку в области создание эффективных антисептиков, создание маркеров для быстрой диагностики коронавирусной инфекции, а также разработку вакцины против коронавируса;
~                                             Необходимо наладить тесное научно-практическое сотрудничество между соответствующими государственными учреждениями и ведомствами (академия наук, МЗ КР, МЧС) по разработке противопандемических материалов;
~                                             Не растерять достигнутый опыт в результате противодействия пандемии, продолжить реальный, объективный мониторинг состояния дел по борьбе с инфекцией, а также наладить силами всех официальных и компетентных органов, служб, подразделений  надежные каналы информирования населения страны;
~                                             Следует принять действенные меры по поддержке госпредприятий и сельское хозяйство беспроцентным, а бизнес структур выделением кредитов минимальными процентами;
~                                             Обеспечить фермерское хозяйство сельскохозяйственной техникой, расширив возможности окупаемости приобретенных через лизинг, создать сервис центры, а также использовать револьверный фонд через лизинговые компании.

 

4 Что необходимо менять, какую среду нужно создавать для успешной реализации предлагаемых краткосрочных и долгосрочных мер?

 

~                                             Необходимо установить оптимальные соотношение между численностью чиновников и работников, занятых в сферах промышленности, здравоохранения, сельского хозяйства, образования и науки, а также принять меры по снижению разрывов в заработной плате и льготах для этих категорий.
~                                             Необходимо повышать качество образования на всех уровнях, вести системную работу по формированию высококвалифицированного кадрового состава во всех государственных учреждениях, ведомствах в разрезе регионов.
~                                             Государству необходимо изучить и учесть опыт противопандемической работы КНР, конечной целью которой является то, что руководители государства, а также  граждане страны должны понять сущность военизированного тезиса – «Иначе поступать нельзя ни властям, ни обществу».
~                                             Спасти как можно больше людей – «Человек — самый важный ресурс и достояние нации».
~                                             Мобилизовать все силы нации и денежных средств в короткие сроки, не считаясь с неизбежными экономическими потерями.
~                                             Необходимо мобилизовать достаточные силы всего государства для гарантированной ликвидации последствий такой биологической агрессии.
~                                             Четкое определение зон ответственности государственных и местных органов, гражданского общества: «Вместе против пандемии».
~                                             Организация научной-профессиональной работы всей системы национальной науки и здравоохранения по изучению коронавирусной инфекции, разработка и получения средств ее предупреждения, лечения и ликвидации.
~                                             Немедленная организация научно-консультативного руководства по борьбе с пандемией, а также создание необходимых условий международной коммуникации в этой сфере деятельности.
~                                             Государство придерживается традиции целенаправленной подготовки населения страны к тотальными или региональным эпидемиям, пандемиям, природным, климатическим, экологическим, техногенным катастрофам с объявлением в стране или в регионах ЧС и ЧП.
~                                             Нужно учесть, что коронавирус высококонтагиозен и быстро мутирует, устойчив к холоду, то есть живуч, а потому нельзя игнорировать возможности периодических повторов такой ситуации в последующие сезоны или года.
~                                             При коронаврусе имеет место длительный инкубационный период, который протекает бессимптомно, что не позволяет изолировать человека сразу, нужно учесть, что это способствует нарастанию количества заболевших во всем мире и огромными темпами.
~                                             Из трех сценариев коронавируса («Ничего не делать», «Социальная строгая изоляция», «Жесткий карантин») Кыргызстану подходит стратегия сдерживания пандемии – «Строгая социальная изоляция», преследующая облегчение нагрузки на систему здравоохранения страны.
~                                             Не следует паниковать, но в то же время всегда должны рассчитывать на худшую позицию – длительный карантин и соблюдение режима тотальной социальной изоляции.
* В постпандемический период необходимо принимать неотложные меры по восстановлению:
~                                             Урегулировать и заново запустить механизмы для дальнейшего развития таких  отраслей экономики, как перерабатывающая промышленность, легкая промышленность, в том числе швейная, сектор услуг, весь спектр малого и среднего бизнеса;
~                                             Необходимо развивать сельское хозяйство путем кластерного подхода, создав условия для землепользователей начиная от посева культур и заканчивая  выпуском ее как продукции с доставкой ее до конечного потребителя;
~                                             Необходимо возродить методы государственных закупок, так как крестьяне на местах должны быть уверены в реализации произведенной сельскохозяйственной продукции;
~                                             Следует пересмотреть вопросы относительно межгосударственных договоров по использованию водных ресурсов с соседними государствами (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан);
~                                             Ускорить в кратчайшие сроки выработку на полную мощность электроэнергии для дальнейшей ее реализации в Афганистан, Пакистан:
~                                             Необходимо государству четко отрегламентировать нормативно – правовую сторону дальнейших действий в данном аспекте;
~                                             Обеспечить работу законодательных актов, а также проектов и программ  осуществления устойчивого развития страны во всех отраслях страны, в особенности в сфере продовольственной безопасности страны.

 

5 Какие структурные и социально-экономические реформы необходимо реализовать и какие для этого потребуются ресурсы?

 

~                                             Ошибочной является практика подбора высших руководящих кадров по партийному принципу, в связи с чем, актуальным является вопрос о подборе и расстановке опытных, компетентных и квалифицированных кадров.
~                                             Структуру бюджета КР пересмотреть в пользу структур, обеспечивающих биологическую, продовольственную и экономическую безопасность страны.
~                                             Для выхода из кризиса и решения экономических вопросов, необходимо первоочередное развитие промышленности и сельского хозяйства опираясь на современную науку и новые технологии.
* При реформировании следует учесть:
~                                             Снижение производственной активности и ухудшение экономических прогнозов;
~                                             Сокращение количества рабочих мест, сектора услуг, заработной платы, рост стоимости  жизни, товаров и услуг, роста уровня бедности;
~                                             Даются необоснованные послабления для въезжающих в страну соотечественников вместо жестких положенных карантинных мер, все больше людей не соблюдают режим исполнения всех санитарных требований и соблюдение принципа социального дистанцирования;
~                                             Злостное несоблюдение норм самоизоляции на фоне пока еще низкого уровня тестов на коронавирус или их недостаточное количество, а также в условиях недостаточной дисциплины самоизоляции, особенно в сельской местности, попустительства местных властей в отношении отслеживания контактов способствует удлинению карантинного срока;
~                                             необходимо продолжить активную разъяснительную работу среди населения с помощью брошюр, листовок, оповещений (особенно в сельской местности) о неукоснительном соблюдении правил самоизоляции, ношении масок при походах в магазин, аптеку, банк и др.;
~                                             Нужно принять меры по обеспечению всех учреждений и предприятий тепловизорами, установке приборов с санитайзерами во всех местах общественного пользования, включая транспорт;
~                                             Государству необходимо временно снизить налоги тем предприятиям, которые вынуждены были простаивать во время карантина, отсрочить выплату по кредитам, дать время малому и среднему бизнесу войти в нормальное поле деятельности;
~                                             Необходим анализ реформ, проводимых в условиях кризиса в других странах, но не допускать слепого копирования, а также требуется адекватное осознание целей реформ, возможностей и механизмов их осуществления, способность реалистически оценивать ближайшие и отдаленные последствия реформ для общества, как позитивные, так и негативные;
~                                             Осуществить поэтапные структурные реформы роста – это экономические, политические, административные и другие меры, после введения которых меняется соотношение в действующей структуре на более экономически выгодное в долгосрочной перспективе;
~                                             Реформировать налоговый кодекс с тем, чтобы у местных бюджетов было больше финансовой самостоятельности;
~                                             Осуществить административные реформы с повышением уровня ответственности и  самостоятельности;
~                                             Принять существенные меры по внедрению в школьную и вузовскую системы уроки финансовой грамотности в качестве обязательных;
~                                             Привлекать крупных инвестиционных средств в страну, что в свою очередь даст возможность для реализации поставленных задач по созданию новых рабочих мест, получения дохода и улучшения уровня жизни населения;
~                                             Для осуществления крупных заимствований правительству Кыргызстана необходимо пересмотреть условия для улучшения инвестиционного климата, создать соответствующие условия контроля по использованию средств;
~                                             Создать   Международный фонд  для борьбы  с  пандемиями. Средства  фонда использовать на территориях,  где возникли  эпидемии,  объявив карантин,  запретив  выезд  и въезд всех,   в том числе, иностранных граждан,   находящихся в этой зоне;
~                                             Фонду и ассоциациям эпидемиологов пересмотреть стратегию борьбы с пандемиями с акцентом на унифицированной и строгой изоляции в эпидемиологической зоне вне устремлений и политики национальных государств;
~                                             Систематизировать законодательные и нормативно-правовые положения в области пандемии в стране с ратификацией их в международных организациях, с единой тактикой борьбы с пандемиями;
~                                             Правительству страны,  всем  государственным  и частным структурам  разработать  методологию противопандемической безопасности с описанием обязанностей,  технологий, ответственности, порядка;
~                                             Принять меры по обучению специалистов всех уровней раннему  выявлению и диагностике патогенов и принимаемым мерам защиты  всех звеньев;
~                                             Построить  в каждом населенном пункте спортивные  залы со всеми условиями,  с адаптацией  для развертывания полевых  госпиталей  на месте в том же населенном пункте,  предусматривая   деление на палаты, условия для подведения электричества,  налаживания канализации, установки вентиляции,  облучателей, опрыскивания аэрозолями;
~                                             Необходимо наладить электронный  мониторинг контактных, зараженных, а также медицинских работников и  представителей силовых структур, волонтеров, работников производств, сферы обслуживания, привлекаемых к борьбе с пандемией.

 


Экс-президент Национальной академии наук КР, академик Шарипа Жоробекова: Указ президента КР о мерах по повышению вклада науки в устойчивое развитие страны вышел в феврале, уже должны были разработать «дорожную карту» по оптимизации научной отрасли, но пока особых мер нет.

Президентское решение должно выполняться, Академию наук и подход к науке в стране действительно надо модернизировать и менять, вузовскую науку надо интегрировать с академической и повышать их научную отдачу, главное – провести эти преобразования так, чтобы они принесли пользу не только Академии, но и государству и обществу. Никакое государство не может быть серьёзным без фундаментальной науки, а для этого нужно соответствующее финансирование…

128
Ученых
24
Открытий
19
Патентов