Электронная приемная

+996 (312) 39-23-66;

г.Бишкек, просп. Чуй 265а

Электронная почта
О безопасности на альтернативной автодороге Север-Юг (оценка проблемы и постановка вопроса)

Cотрудники Научно-исследовательского центра экологии и окружающей среды Центральной Азии (НИЦ ЭОС ЦА) и отдела географии им. С. Умурзакова института геологии им. М. Адышева НАН КР в ходе экспедиции по проверке состояния систем по очистке воды, установленных в населённых пунктах страны, проехали по участку Арал-Казарман альтернативной автодороги Север-Юг, который население уже использует. Активное использование началось после приёма к открытию двух эстакадных мостов, которое состоялось 10 ноября 2021 года.

Для нас стало неожиданностью наличие крупномасштабных реальных угроз для безопасности проезда по дороге на большом количестве участков, связанных с неустойчивыми оползающими склонами.  «По словам бывшего заместителя министра транспорта и коммуникаций Уланбека Калмамбетова, проект реконструкции альтернативной дороги был составлен в спешке, поэтому не проводились топографические съемки. «Тогда очень торопили, поэтому проектирование делали на основе спутниковых съемок. Если бы провели топографические съемки, то ушло бы три-четыре года и расходы тоже выросли бы». (Дорога в будущее Киргизии. 09.12.2021 г. Ритм Евразии, Ирина Больбот).

Аудитор Счетной палаты Зарылбек Сатаев сказал, что счетная палата проводила проверку строительства этой дороги, начиная с 2015-го. «Сразу было выявлено несоответствие выполненных по контракту работ фактическим. Стоимость проекта строительства трассы Джалал-Абад – Казарман была определена на основе спутниковых данных и по предварительным расчетам. В результате получилось отклонение на $35 миллионов».

С 15 по 18 августа мы провели рекогносцировочное обследование участка дороги от с. Арал Жумгальского района до места строительства тоннеля Тогуз-Торооского района, протяженностью примерно 150 км. На карте, взятой из интернет-ресурса он обозначен красной и синей линиями. Обращаем внимание на разнообразие генезиса склоновых процессов. Ниже мы приводим результаты этого обследования на фотографиях, содержащих характерную для всей протяжённости дороги информацию, только на небольшой части участков, на которых проявляются оползневые, эрозионные, обвальные процессы с камнепадами.

То, что, ожидаемые обязательные расходы на постоянное очищение дороги от продуктов этих процессов, а также на обязательное укрепление склонов будут огромными не вызывает сомнений.

Считаем целесообразным выполнение научно-исследовательского проекта по оценке опасностей на альтернативной автомобильной дороге Север-Юг и предложение рекомендаций по усилению мер безопасности для движения. НИЦ ЭОС ЦА и подразделения ИГ НАН КР готовы к такой работе.




Экс-президент Национальной академии наук КР, академик Шарипа Жоробекова: Указ президента КР о мерах по повышению вклада науки в устойчивое развитие страны вышел в феврале, уже должны были разработать «дорожную карту» по оптимизации научной отрасли, но пока особых мер нет.

Президентское решение должно выполняться, Академию наук и подход к науке в стране действительно надо модернизировать и менять, вузовскую науку надо интегрировать с академической и повышать их научную отдачу, главное – провести эти преобразования так, чтобы они принесли пользу не только Академии, но и государству и обществу. Никакое государство не может быть серьёзным без фундаментальной науки, а для этого нужно соответствующее финансирование…

128
Ученых
24
Открытий
19
Патентов